Команда исследователей восстановила самую первую запись компьютерной музыки, созданную на “синтезаторе” Алана Тьюринга

Команда исследователей восстановила самую первую запись компьютерной музыки, созданную на “синтезаторе” Алана Тьюринга

Наиболее значимыми достижениями Алана Тьюринга являются заложение основ современной информатики, разработка теста Тьюринга и помощь в завершении Второй мировой войны. Однако мало кто знает, что он также оказал существенное влияние на формирование современной электронной музыки и синтезаторов в том виде, какими мы знаем их сейчас. Не так давно ученым из Кентерберийского Университета удалось воссоздать первые в мире музыкальные мелодии, сгенерированные компьютером – прототипом синтезатора Тьюринга.

Однажды Тьюринг заметил, что быстро проигрываемые щелчки в определенном музыкальном интервале воспринимаются слушателем как звуки, соответствующие определенной ноте. Например, если щелчок раздавался при каждом четвертом цикле процессора, то компьютер издавал ноту до – по этому принципу работают и современные синтезаторы. Ученый протестировал эту теорию на своём Manchester Mark I, одном из первых программируемых компьютеров в истории. Правда, вместо того, чтобы начать писать музыку, он применил своё открытие более утилитарно: он создал прототип первого звукового пользовательского интерфейса. По этим тонам Тьюринг с удобством ориентировался в процессе работы компьютера. Например, один звук означал завершение работы над текущей задачей, а другой – ошибку, связанную с перегруженностью памяти.

Разумеется, в его голову приходила идея о возможности программирования мелодий, однако ум ученого не питал интереса к музыке. К счастью для всех фанатов синтезаторного звучания, талантливый программист и музыкант Кристофер Стрейчи, в руки которого попало руководство по эксплуатации вычислительной машины Manchester Mark II (к слову, считающееся первым в мире компьютерным мануалом), написал электронную версию “God Save the Queen”, ставшую наиболее объемной программой, созданной к тому времени. Следующим утром он поразил своих коллег и, в частности, самого Тьюринга. Тот с несвойственным ему оживленным восхищением охарактеризовал увиденное как “любопытное зрелище”.

BBC записали компьютеризированную версию британского гимна в 1951 году, наряду с двумя другими композициями: “Baa Baa Black Sheep” и хит Гленна Миллера “In the Mood”. Однако, недавние исследования показали, что высота звука на записи претерпела значительные изменения по сравнению с оригиналом. Произошло это по причине несовершенства звукозаписывающей аппаратуры, использовавшейся в то время. Например, вместо чистой ноты соль с частотой 196 герц, на оригинальной записи слышался более высокий звук с частотой 198.41 герц.

Открыв это, исследовательская команда откалибровала воспроизведение, подогнав его скорость в соответствие с точными частотами. Также была проведена очистка записи от шума и различных искажений. В итоге, чистое звучание синтезатора на записи напоминает нечто среднее между скрипкой и электронной волынкой. Вряд ли кто-нибудь станет слушать эту музыку у себя в машине, однако это ещё одна возможность прикоснуться к гениальности Тьюринга, который, как и Никола Тесла, родился слишком рано для полной реализации своего потенциала.