Новый расцвет нью-эйджа: Как заклейменный в 80-х жанр стал вновь актуальным

Новый расцвет нью-эйджа: Как заклейменный в 80-х жанр стал вновь актуальным

Интерес к эклектическим философским учениям и практикам Нью Эйджа всегда развивался циклически. Все началось в конце девятнадцатого века, когда оккультные философы и мистики наподобие Елены Блаватской или Георгия Ивановича Гурджиева начали свои изыскания в сфере расширения сознания и духовности. Впоследствии их идеи были тепло приняты в контркультурных кругах Америки периода 60-ых, что послужило основой для зарождения целой субкультуры. Затем новое движение незаметно просочилось в фильмы, сериалы и музыку, и в дальнейшем распространялось посредством поп-культуры. С приходом нового тысячелетия, в котором вибрация смартфонов служит саундтреком ко всеобщей нарастающей тревоге и неопределенности, а идеологические разногласия, подпитываемые неумолкающим онлайн-медиа, становятся причинами распрей между членами семей и друзьями, многие центральные принципы Нью Эйджа вновь приобретают актуальность и имеют больше возможных форм и проявлений, чем когда-либо – от студий по занятию йогой до мобильных приложений для медитации и до переизданий работ ранних Нью Эйдж музыкантов, а также более современных аколитов звука.

Связь Нью Эйджа с различными религиозными течениями никогда не имела четко очерченных границ. По этой причине, он всегда был децентрализованным и многогранным движением, посвященным исследованию духовности человека путем религиозных и оккультных практик со всех уголков мира. В частности, движение вобрало в себя практически все когда-либо существовавшие духовные принципы, относящиеся к положительному мышлению – идеи стремления к самосовершенствованию, любви, красоте, миру, единству и самореализации. К ним же относится вера в то, что если хочешь изменить мир – то следует начать с себя, и уже с помощью собственных положительных вибраций ты сможешь влиять на окружающих. Все эти идеи сохраняют популярность среди современных американцев – взять хотя бы питание цельными продуктами или жизнь по законам кармы – и они берут своё начало именно от первых последователей Нью Эйджа.

Нью Эйдж музыкант и миссионер Iasos, чьими стараниями в 70-ых были заложены основы музыкального жанра Нью Эйдж, утверждает, что мы живем в эру, в которой людям гораздо легче подключиться к более высоким вибрациям и излучениям, чем когда бы то ни было. Рост самоосознанности человечества – это естественный процесс, который происходит и без чьего-либо вмешательства, но он был значительно ускорен благодаря растущей численности и популярности духовных лидеров, литотерапевтов, Нью Эйдж музыкантов и художников. По его мнению, сейчас люди более открыты к высоким духовным вибрациям. «Духовно чувствительные люди не только ощущают вибрации, которые углубляют нашу осознанность, – объясняет он. – Также они создают благоприятную среду, в которой менее чувствительные люди также смогут приобщиться к этим вибрациям».

Но как и любое движение, Нью Эйдж состоит из людей, а людям, как известно, свойственно совершать ошибки. В частности, он всегда подвергался активной критике из-за последователей с корыстными намерениями, занимавшихся откровенным поиском наживы под личиной поисков просветления – вспомнить хотя бы продюсера Ирва Тейбеля (Irv Teibel), чей сборник альбомов полевых записей «Environments» приобрел бешеную популярность в 1970-ых. Не обошлось и без более трагических случаев: в 2009 году в результате очень дорогостоящего ритуала очищения в индейской потельне, проводившегося под надзором писателя и последователя Нью Эйджа Джеймса Артура Рэя, погибло трое человек. Произошедший во время съемок выпуска Late Night Show от 1988 года обмен колкостями между Дэвидом Леттерманом, который в то время выступал чем-то вроде рупора общественного мнения, и актрисой Ширли МакЛейн, видной фигурой богемного Нью Эйджизма 80-ых, наглядно продемонстрировал нарастающий скептицизм к этому движению, пик коего пришелся на начало президентского правления Клинтона. «Что касается веры в прошлые жизни, я не думаю, что я когда-то мог доставлять пиццу Эйзенхауэру», – отметил Леттерман. Нью Эйдж воспринимался выросшим к тому времени поколением X как мимолетное культурное явление, насажденное самопровозглашенными шаманами и предназначенное для недалеких богачей.

И, как и в случае с любым духовным течением, больше всего пресса освещала наиболее темные страницы истории Нью Эйджа. Смерть троих человек в парильне обязательно попадает на все передовицы. Тем временем, об эпохальном просветительском семинаре в округе Марин не было сказано ни слова. Многие ветераны Нью Эйджа, которые открыли для себя его положительные вибрации ещё в начале 60-ых и с тех пор стойко переносили критицизм со стороны общественности, заявляли, что ложные «пророки» никогда не разделяли взглядов движения, так как их вовсе не заботили вопросы духовности – только вопрос денег. Подобный аргумент можно услышать от католиков, протестантов или мусульман с умеренными взглядами, когда медиа вновь взрывается после очередных экстремистских действий последователей этих религий. Разумеется, это не значит, что их поступки не должны осуждаться – просто по ним не следует судить большинство.

Тем не менее, в 90-ых Нью Эйдж оказался погребен под отголосками ударной волны беби-бума в виде поколения X. Частичное возрождение ждало его после инаугурации Джорджа Буша в 2000-ом, когда электорат почувствовал себя обманутым коллегией выборщиков. Последовавшие вслед за этим протесты, разногласия и обвинения в нечестном проведении выборов стали своего рода малокалиберными предвестниками недовольства 48.2% американцев, не проголосовавших за Дональда Трампа 8 ноября. И на подобные всплески народного беспокойства неизбежно приходятся пики популярности Нью Эйджа. В неспокойные времена в него вливается наибольшее количество непосвященных, ищущих гармонии, которой зачастую бывает лишен окружающий мир. Причем, в наши дни подобные тенденции поддерживаются официальной наукой – исследования показывают, что духовные практики наподобие йоги или медитации способствуют снятию стресса и тревожности. Они являются не только витиеватой философской тропинкой, ведущей к внутреннему умиротворению, но и верным путем к достижению крепкого здоровья. Не доверяя находящимся у власти политикам, люди стремятся найти альтернативные пути сохранения уверенности в завтрашнем дне. И современная наука только поддерживает их в этом.

Цифры говорят сами за себя. Согласно прошлогодним исследованиям, около 36.7 миллионов американцев занимаются йогой – это на 44% больше, чем 4 года назад. Многим из них занятия помогли повысить гибкость, избавиться от стресса и значительно улучшить общее состояние здоровья. Другая распространенная практика, трансцендентальная медитация, получившая широкую популярность в поздних 60-ых после небезызвестного трипа Битлз в Индию, сегодня преподается во многих американских школах и университетах, используется в армии и является новомодным трендом на Уолл Стрит, и даже помогает жертвам насилия справляться со стрессом и депрессивными состояниями. Идея осознанности полностью охватила США – начиная с магазинных полок супермаркетов Whole Foods и заканчивая залами заседания советов директоров Кремниевой Долины. А благая весть теперь разносится не пламенными речами проповедников, а посредством приложений и прочих платформ, разработанных для ежедневного домашнего использования.

Эстетическим последствием роста интереса к йоге и медитации стал всплеск популярности классических атрибутов Нью Эйджа. К примеру, если ввести в поисковик интернет-магазина Etsy «целебные кристаллы», то он выдаст более 175,000 результатов. Помимо этого, теперь их можно найти практически во всех магазинах здорового питания или магазинах подарков. В 2015 году публицист лейбла Sub Pop Бека Зейтц (Beka Zeitz) основала фирму по производству свечей The Dank Crystal. По её словам, таким образом она распространяет положительные вибрации в наш неспокойный – учитывая нынешнюю политическую обстановку – мир. При этом она не считает себя знатоком философии Нью Эйджа, но придерживается его основных принципов. Следуя им, она создает все свои свечи вручную, и каждая из них, помимо воска, включает в своей состав кристалл, прошедший ритуал очищения. «Очищая кристаллы, я духовно связываю себя с ними. Я напитываю их своей положительной энергией, чтобы её частичка передалась покупателю», – объясняет Зейтц. Таким образом она вносит свою лепту в культуру Нью Эйджа, объединяя его исторически сложившиеся фундаментальные принципы с более современными веяниями.

В свою очередь, в бутиках от Лос-Анджелеса и до Бруклина можно встретить как лекарственные настойки, наборы трав или ароматические палочки из дерева пало санто, так и эксклюзивную одежду и аксессуары в стиле Нью Эйдж с трёхзначным ценником. Кто-то может сказать, что это лишь очередной тренд, которым ритейлеры пользуются для собственной выгоды. И подобная критика действительно можно быть уместна в тех случаях, когда Нью Эйджевые атрибуты и сленг неожиданно проскакивают в следующих мейнстриму Free People и Urban Outfitters, или даже в официальном Инстаграме McDonald’s. Однако, подобные тенденции наблюдаются не только среди модных брендов. В силу нарастающей популярности Нью Эйджа, в первую очередь увеличивается количество энтузиастов медитации и приверженцев йоги. И так как идеология и практики Нью Эйджа наконец избавились от маргинального статуса, то же самое произошло и с его культурными атрибутами.

Новый рассвет наблюдается и в музыке Нью Эйджа. По мнению основателя лейбла Yoga Records Дугласа Макгована (Douglas McGowan), благодаря которому в свет вышло множество переизданий культовых работ эпохи первоначального расцвета движения, возвращение жанра началось с посвященной альтернативной американе колонки в журнале Wax Poetics, авторство которой принадлежало чикагскому коллекционеру пластинок и музыкальному историку Данте Карфагна (Dante Carfagna). В выпуске журнала 2002 года Карфагна указал на стилистические достоинства ранних Нью Эйджевых альбомов. После этого Universal Sound – дочерний лейбл Soul Jazz – переиздаёт альбом Laraaji «Celestial Vibrations» 1978 года выпуска. В свою очередь, это знаковое событие послужило основой для более поздней череды переизданий такими издательствами как Light in the Attic, Numero Group, RVNG Intl., и Leaving Records. По состоянию на сегодняшний день, Макгован выпустил два масштабных сборника, которые окончательно вернули Нью Эйдж в лексикон современных музыкантов и слушателей: в 2013 году вышел «I Am the Center: Private Issue New Age Music in America», а в ноябре 2016 за ним последовал релиз «The Microcosm: Visionary Music of Continental Europe».

Несмотря на то, что изначально Макгован руководствовался исключительно музыкальным аспектом Нью Эйджа, со временем он заинтересовался и его духовными истоками. Коллекционер надеется, что его примеру последуют и более современные почитатели визуального и музыкального стиля Нью Эйдж. По его мнению, существует золотая середина между жизнью просветленного гуру и поверхностным интересом к эстетике. «Все эта атрибутика, несомненно, смотрится очень клево, но ограничивать свой интерес только этим – это большое упущение», – говорит он. «И наоборот: увлекаться идеями Нью Эйджа, не заботясь о том, как это выглядит со стороны – тоже неправильно. Мне хотелось бы, чтобы эти два лагеря людей начали совместный диалог. Чтобы они спросили друг друга: «Черт, разве это не выглядит круто? А что именно это значит?»

По прошествии времени, Нью Эйдж продемонстрировал свою непреходящую актуальность, не зависящую от мимолетных трендов. А его шаг нога в ногу с технологическим прогрессом посредством музыки, йоги и ежедневных практик указывает на то, что некоторые аспекты Нью Эйджа прочно войдут в жизнь будущих поколений. Неизвестно, многие ли из их представителей выкажут интерес к положительным вибрациям, но современные идейные лидеры движения считают, что это вполне возможно.

«Цель моей музыки – помочь людям приобщиться к вибрациям. Помочь им достичь наивысших октав их собственной сущности», – пишет Iasos. «Посредством вибраций, заложенных в моей музыке, я стремлюсь поднять слушателя на новый духовный уровень, исполненный гармонии, любви и красоты». И если отбросить в сторону развитие гибкости тела и ясности ума, как и самобытность музыкального стиля, основы мировоззрения Нью Эйдж – это именно то, что может помочь современному обществу сохранить единство.