В Лаосе всегда солнечно: калейдоскоп звучания Юго-Восточной Азии

В Лаосе всегда солнечно: калейдоскоп звучания Юго-Восточной Азии

С начала 1960-х по 1980-е годы Юго-Восточная Азия была колыбелью бесчисленного количества прогрессивных неординарных исполнителей, творчество которых было настолько же ценным для жанра психоделического рока, насколько жизнерадостным по звучанию.

The Rollies из Индонезии, филиппинцы Blackbuster, вьетнамская «королева рок-н-рола» Mai Le Huyen, повелительница жанра molam (своеобразное психоделическое переосмысление жанра кантри родом из Таиланда) Chaweewan Dumnern и другие объединяли в своем творчестве отличительные черты психоделии привнося в него сюрреалистичные тексты, модальные мелодии и продолжительные гитарные соло с элементами поп музыки, джаза, фанка и диско.

На некоторых из них в то время большое влияние оказали такие западные исполнители как Funkadelics и Santana. Другие же, по большей части вдохновлялись местной фолк-музыкой, например, тайским лук тхунгом, и использовали характерные для данного жанра традиционные народные инструменты. Эти таланты своей музыкой вдохновили и продолжают вдохновлять волны новых исполнителей из своих регионов и не только. Композиции многих из них вошли во всеобъемлющие компиляции наподобие «Sound of Siam» лейбла Soundway и серии Cambodian Soul Sounds. «Мы вдохновились удивительной волной культурного возрождения в Камбодже, в частности, компиляцией Cambodian Rocks, отображающей звучание Пномпеня 1960-х во времена правления короля Нородома Сианука», — делится Жульен Полсон (Julien Poulson), основатель и ведущий гитарист коллектива The Cambodian Space Project.

The Cambodian Space Project добавляет приличную долю тропической научной фантастики и хаотичных движений к своим интерпретациям старых кхмерских поп- и соул треков, вдохновленных множеством go-go, мамбо, и биг-бенд исполнителей, процветавших до установления жестокой диктатуры красных кхмеров. «Камбоджийский довоенный рок-н-ролл резонирует и отдается эхом сквозь время и пространство, и он, как всегда, внеземной«, — поясняет Полсон, который также играет на гитаре в группе Bokor Mountain Magic Band. Ведущая вокалистка The Cambodian Space Project Как Чаннти (Kak Channthy) во многом ориентируется на таких вокалистов 1960-х, как Пан Рон (Pan Ron) и Рос Серейсотеа (Ros Sereysothea). Она утверждает, что на сцене часто подражает Тине Тернер, но при этом всегда стремится добиться собственного, уникального звучания.

Современные исполнители не просто возрождают золотой век калейдоскопического грува Юго-Восточной Азии: они переосмысливают его. Дуэт Midnight Runners из Бандунга, создающий головокружительную музыку в стиле буги, вдохновленную индонезийским диско 1970-1980-х, прекрасно знает, каково это, быть отнесенными к категории «деятелей возрождения». «Мы стараемся осовременить жанр нынешними цифровыми инструментами, включая басы, ударные, контроллеры, программы… Благодаря всему этому звучание становится современнее или же наоборот — старомоднее, — объясняет участник проекта Midnight Runners Мунир Гарри Септиандри (Munir Harry Septiandry). — Ненавижу выбирать, что из этого лучше. И то, и то заставляет двигаться в такт«.

И прошлое, и настоящее можно услышать в последнем альбоме Midnight Runners «Rare Essence«, который был издан в прошлом году испанским лейблом Neon Finger. В нем группа объединяет звучание library-пластинок 1970-х с пульсирующими басами и раскаленными синтезаторами. «Музыка 70-х и 80-х была намного более живой, грязной и зрелой… Я начал слушать ее еще ребенком, и эти детские впечатления сделали меня таким, каким я есть сейчас«, делится Септиандри.

Творчество исполнителей, перечисленных ниже — это целый калейдоскоп из самых разных жанров: от привычных многим слушателям джаза и фанка до забытых молама и лук крунга. Но всех их объединяет одно: отсутствие рамок. В их музыкальной вселенной не имеет значение понятие времени.

Khun Narin


Волшебный пхин (phin) — это традиционная тайская трехструнная лютня и главная изюминка душевных фолк-баллад Khun Narin. Как и сам инструмент, группа родом из северного Таиланда. Известна она в том числе постоянными изменениями в составе и незатейливым оборудованием для живых выступлений: восемь рупоров, установленных на массивный басовый кабинет. Завораживающая мелодия «Lam Phu Thai» звучала бы уместно как в фильме Тарантино, так и во время религиозного шествия или на деревенской свадьбе. Последние, к слову, являются типичным поводом для выступлений коллектива.

SOTHY

Пластинка Chansons Laotiennes отрицает традиционную гармонию, пронизывающую лаосскую фолк-музыку, известную под названием морлам (morlam). Работа, по неизвестным причинам изданная только во Франции в начале 1980-х загадочным продюсером SOTHY, заслужила особую популярность среди молодых парижан, которых завораживали космические звуки синтезаторов, дерганые гитары, ритмичные барабаны и чарующие голоса Конг Сават (Kong Sawath) и Оулэй Ван (Oulay Vanh). В треке ‘Lam Seung Bang Fai’ рисуется одна из многих иллюстраций повседневной жизни лаоссцев, неловкий флирт между парнем и девушкой по пути на ежегодный Фестиваль ракет.

The Cambodian Space Project


В четвертом по счету альбоме «Камбоджийского космического проекта» вокал певицы Чаннти прорывается сквозь вдохновленные детройтским соулом мелодии, создавая ощущение смешения культур и напоминая о забытой камбоджийской волне серф-рока. Все треки пластинки были записаны во Франции, но сведены в Детройте Джимом Даймондом (Jim Diamond) из Ghetto Recorders, в свое время в полной мере раскрывшего безудержную энергию первых двух альбомов The White Stripes.

Malik Abdul-Rahmaan

Альбом «Field Research: Malaysia» хип-хоп продюсера Абдула-Рахмаана (Abdul-Rahmaan) состоит из треков, призванных расширить сознание и глубоко уходящих корнями в малайскую культуру. Композиция «Jalan Kapitan Keling» рассказывает об улице столицы штата Пенанг Джорджтауна. В то время как «Bangsar Nites» передает атмосферу района в Куала-Лумпуре. Во всей работе прослеживаются влияния индийской музыки, и в целом она оставляет ощущение путешествия назад во времени.

Bokor Mountain Magic Band

Энергичный и звонкий дебют «Magic Mix Tape» — это любовное послание Bokor Mountain Magic Band к навсегда ушедшей эре классической камбоджийской поп-музыки конца 50-х и начала 1960-х. Ритмичные барабаны и яркий вокал Лью Ти (Lue Thy) дополняют пеструю картину пластинки, из не дающих слушателю заскучать явных элементов европейского фрикбита, go-go и классического британского рока.

Paradise Bangkok Molam International Band

Этот секстет сделал очень многое для возрождения жанра молам. В своем творчестве коллектив использует бас, перкуссию и традиционные тайские инструменты, включая кхаен (khaen) — духовой бамбуковый мини-орган, создающий звуки, напоминающие скрипку. В пластинке «Planet Lam» гармонично сочетаются элементы Востока и Запада, а гитарные риффы звучат на фоне приковывающего основное внимание кхаена. Работа удивляет разнообразием влияний самых неожиданных жанров, включая даже даб и авангардную музыку.

Midnight Runners


Диджеи и продюсеры из Midnight Runners работают проводниками на безостановочном маршруте из тропического буги и фанка, к залитой солнечным светом музыкальной сцене Юго-Восточной Азии.

Коллектив, целью которого является донести до всей планеты индонезийские танцевальные мелодии 70-х и 80-х, создал объемную серию записей под названием «Nusantara Tropic Disco» («nusantara» значит «архипелаг»). Слушателей по всему миру она обрела благодаря поддержке крейт-диггерского амстердамского онлайн радио Red Light Radio.

Kruangbin

Группа Kruangbin из Хьюстона играет кантри музыку родом из «Страны улыбок». В композиции «Dern Kala» названой в честь тайской игры, во время которой дети бегают на перегонки с половинками кокоса, привязанными к ступням, талантливое трио раскрывает многогранность тайской музыки, ловко балансируя между жанрами лук крунг и молам.

LUSTBASS

Филиппинский продюсер Дату Махабайси (Datu Mahabisyu) — восходящая звезда электронной музыки родом из Манилы, экзотичные по структуре мелодии за его авторством, довольно часто пересекаются с мирами R&B, псих-фанка и джаза. Последняя пластинка музыканта «The Warmth of Your Sun», в записи которой поучаствовал трубач Родерик Камарс (Roderick Camarce), получилась особенно удачной, благодаря смеси разноплановых инструментов и звуков, дополняющих и подчеркивающих друг друга.

TAJ

Сингапурский джазовый коллектив в своей музыке сочетает мягкие синтезаторные биты и завораживающие звуки клавишных. Лишенный вокала, но наполненный размытыми басами, шестиминутный «7dB» — яркий пример данного гармоничного звучания, преобладающего в выводящей за пределы земной орбиты EP трио, довольно точно озаглавленной «Astral Journey«.