В этом году феноменальный дебют Бетти Дэвис отмечает 50-летний юбилей. Желая воздать должное этой революционной фигуре фанка, Light in the Attic подготовили серию репринтов, остановив свой выбор на 4 ключевых LP из каталога. Помимо классических “Betty Davis” и “They Say I’m Different”, вниманию публики будут предложены “Is It Love Or Desire?”, ждавшая своего часа более 30 лет, а также “Crashin’ From Passion”, которая никогда прежде не звучала на виниле – вкратце поговорим о каждой из них.
Имя Дэвис синонимично с разрывом шаблонов — Бетти была не только одной из самых ранних афроамериканских моделей на обложках Seventeen и Glamour, но и первой темнокожей женщиной, выступавшей на собственных пластинках как автор, продюсер и аранжировщик одновременно. К моменту публикации дебютного LP, певица уже стала хозяйкой одного из самых ярких частных клубов Нью-Йорка, сочинила ряд песен для The Chambers Brothers и The Commodores, а также пережила турбулентный брак с Майлзом Дэвисом. Причём если именитый трубач сделал не так уж много для её карьеры, сама Дэвис познакомила легенду джаза со Слаем Стоуном и Хендриксом — без её лёгкой руки мы могли бы никогда не услышать “Bitches Brew”.
Увы, желание постоянно быть на передовой регулярно провоцировало конфликты Дэвис с индустрией — даже разогретая Джеймсом Брауном публика не готова была к настолько ошеломительной сексуальной свободе. Вплоть до 1980-го Бетти сражалась за контроль над собственной музыкой, пока лейблы раз за разом вставляли ей палки в колёса, лишая скромных шансов на серьёзный коммерческий успех. В итоге карьера певицы оборвалась резко и жестоко, что не помешало ей внести колоссальный вклад в музыкальную историю: Принс, Сантана и Эрика Баду признавались коллеге в творческой любви, Method Man и Ice Cube использовали её сэмплы, и если подумать, невозможно представить себе ни одной условной Cardi B без фундамента, заложенного Дэвис.
Betty Davis – Betty Davis (1973)
Одиссея Бетти уместно началась с самоназванной пластинки, созданной плечом к плечу с участниками Sly and the Family Stone, коллектива Сантаны и тогда ещё малоизвестными The Pointer Sisters. Сочетание фанка, соула и хард-рока в песнях Дэвис привлекало внимание само по себе, но её голос был истинной революцией. Певица растягивала и ломала слоги, хрипела и кричала, словно в эротическом экстазе — гиперсексуальность моментально стала её визитной карточкой. Те же эпитеты применимы и к текстам: “Your Man My Man” выражает симпатию к полигамным отношениям и свингу, а “If I’m In Luck, I Might Get Picked Up” и вовсе была запрещена на радио из-за связанного с проституцией контекста.
Betty Davis – They Say I’m Different (1974)
Следующим логичным шагом была самостоятельная и прогрессивная “They Say I’m Different”, на обложке которой артистка примерила образ афрофутуристической супергероини. LP показал Бетти ещё более многогранной фигурой, чем прежде: сочные и дразнящие эпизоды вроде БДСМ-ориентированной “He Was a Big Freak” на пластинке соседствуют с более сдержанными и чуткими, такими, как “70s Blues”. В заглавной композиции Дэвис также сбавила темп, чтобы упомянуть личных музыкальных кумиров: Лайтнина Хопкинса, Бесси Смит и Мадди Уотерса. Ещё один хайлайт – “Don’t Call Her No Tramp”, адресованная хейтерам: певица отрекалась от уничижительных ярлыков вроде “грязной девки”, предпочтя статус “элегантной и подозрительной личности”.
Betty Davis – Is It Love or Desire? (1976)
Несмотря на скромные финансовые результаты, мэйджоры охотились за Бетти, и в конце концов, Island Records заполучили её в свои ряды — впрочем, “Nasty Gal” 75-го года также не удалось разбить финансовое проклятие. Закончив тур, Дэвис и её команда Funk House на месяц отправились в Studio in the Country в Луизианне, чтобы записать одни из самых экспрессивных песен в её карьере. “Is It Love or Desire?” полна сложных, мультижанровывх аранжировок, да и сама певица вывела голос на новый уровень под влиянием классического соула и блюза — пластинка должна была стать настоящим откровением. Но препирательства с лейблом, что покушался на творческую свободу Бетти, поставили крест на этих планах: в 76-м LP отложили на дальнюю полку, где он чах более 30 лет, а сама артистка лишилась поддержки.
Betty Davis – Crashin’ From Passion (1979)
Ещё через два года Funk House разошлись в разные стороны — желая перевернуть страницу после многочисленных неудач, Дэвис поехала в Голливуд и сосредоточила внимание на сонграйтинге. Собрав команду из старых друзей и ветеранов фанка, певица создала свой самый эклектичный LP – здесь вы найдёте черты калипсо, реггей, мрачного синти-попа и даже диско, а также художественные признания Бобу Дилану, Билли Холидей, Стиви Уандеру и Джону Колтрейну. Уже на студийном этапе “Crashin’ From Passion” страдала из-за артистического недопонимания Бетти с коллегами, а внезапная смерть любимого отца окончательно надломила фронтвумен, вынудив завязать с попытками пробиться в мейнстрим. В 90-х издатели пытались незаконно нажиться на альбоме, выпустив его лишь на CD без согласия создательницы; новая же версия станет первой из официально изданных и благословлённых самой Дэвис.