Крейтдиггинг: Turid — Vittras Visor (1971)

Крейтдиггинг: Turid — Vittras Visor (1971)

В 1966 году Шведское радио объявило о запуске песенного конкурса. Его триумфально выиграла тогда ещё 17-летняя Марит Турид Лундквист, тем самым получив право выступить на телешоу знаменитого журналиста Отто Леннарта Хюланда. В последующие годы юная исполнительница заслужила любовь локальной аудитории, поучаствовав в Visfestivalen, проходившем в городе Вестервик, а также во втором музыкальном фестивале в стокгольмском Гердете.

К концу 60-х появляются два принципиальных вектора для дальнейшей жизни и работы Турид. Одним из них становится движение за права женщин, вторым — глубокая симпатия к зарождающемуся прог-движению. Девушка, чьи музыку и образ моментально начинают сравнивать с Баффи Сант-Мари и Джони Митчелл, получает сразу несколько предложений от крупных лейблов. Не желая менять собственное звучание в угоду корпорациям, вместо этого Турид выбрала начинающий лейбл Silence – к большому разочарованию собственного отца.

В 1971 году её дебютная пластинка «Vittras Visor» оказывается на музыкальных прилавках. Для записи, исполненной на английском и шведском языках, были приглашены передовые местные музыканты: Кенни Хэканссон из Kebnekajse, Бьорн Джейсон Линд и Палле Даниэлссон. Результатом стала яркая и неординарная музыка в стилистике эйсид-фолка, с одной стороны — окружённая широчайшим спектром сравнений (с Линдой Перхакс, The Moody Blues, Вашти Баньян), с другой — заряженная уникальной энергетикой.

«Vittras Visor» наполнен мелодичными, атмосферными песнями, в которых эльфийское пение Лундквист соединилось с акустической гитарой, этническими духовыми и перкуссионными инструментами, а также выразительными линиями контрабаса. Уже вводная «Song» задаёт интонацию для всей пластинки — невинную, пропитанную открытостью ко Вселенной и в высшей степени изобразительную благодаря аранжировке, где сложная форма соседствует с изящным, минималистичным воплощением.

Турид не составляло труда преобразовывать свою подачу в соответствии с ходом инструментальной фактуры. «To The Children Of Song My» вызывает устойчивые ассоциации с Джоан Баэз в то время, как аранжировка тяготеет к раннему R&B. «Going To Prison» и «Play Macabre» — яркие юморески, где театральность Лундквист перекликается с творчеством Брижитт Фонтен. В свою очередь, «Vittras Vaggvisa» и прочие композиции на шведском взывают к фолк-традициям. Альбом завершает волшебная джазовая импровизация «Palles Låt», под которую слушатель наблюдает, как девушка неторопливо растворяется посреди туманных фьордов.

Как Турид однажды призналась в интервью, люди всегда осуждали её по причине личных ожиданий. А собственные надежды на прог-движение не оправдались — девушка была слишком чиста и застенчива для острой реакции на политические коллизии. Её светлая, местами наивная лирика была создана для любви, а не для борьбы. Вероятно, именно поэтому молодые шведские фолк-исполнительницы до сих пор берегут хрупкий светоч наследия Лундквист: искренность никогда не теряет актуальности.