Это Варшава – столичный город, вдохновивший Дэвида Боуи на написание его наиболее пронзительной инструментальной композиции и послуживший оригинальным названием Joy Division. Но что касается местной музыки, то по большей части мировое сообщество до сих пор остается не в курсе о выдающемся вкладе Польши в развитие электроники. Учитывая общедоступность информации в наш цифровой век, подобное положение дел является сущим абсурдом, и мы надеемся, что оно изменится уже в ближайшем будущем – не без помощи данной статьи.
Несмотря на то, что в современной музыке практически отсутствуют польские исполнители с мировым именем, локальная сцена этой страны процветает. Как и любое другое государство, Польша может предложить на выбор широкий спектр жанров и стилей: начиная с неординарной помеси грязного рока и оркестрового попа от победительницы шоу талантов Polish Idol Моники Бродки (Monika Brodka), продолжая ударными басами от инди-рокера Миши Фуртака (Misia Furtak) и заканчивая многоязычным лоу-фай попом с налетом диско от Dog Whistle. Но даже с учетом подобного жанрового многообразия, наблюдающегося в этом уголке Европы, превалирующей нишей польской сцены остается электроника. Ниже перечислено десять королей мэшапов и королев электро-попа, под командованием которых находятся верные армии из нулей и единиц.
Дуэт из Вроцлава в составе Марчина Чихи (Marcin Cichy) и Игоря Пудло (Igor Pudło) когда-то называли крестными отцами польской электронной сцены. Skalpel с хирургической точностью сшивают воедино джазовые семплы и хип-хоп биты с 1998 года. Ведомый ностальгией, но с взглядом, направленным в будущее, утонченный тёрнтейблизм музыкантов вылился в нестареющую классику жанра. Неудивительно, что на создание третьего альбома «Simple» у дуэта ушло целых 9 лет – качество требует времени.
Будучи поляком по рождению и берлинцем по выбору, Адам Бычовски (Adam Byczowski) пишет танцевальные медляки, которые текут неспешно, словно последний коктейль в ночном баре перед закрытием. Как и его канадский коллега Sean Nicholas Savage, с которым тот часто проводит совместные туры, в своей музыке Бычовски филигранно выдерживает грань между сексуальностью и непринужденностью. Его фальцет, драм-машины и клавиши Korg навевают устойчивые ассоциации с легендарными Sade. Это идеальный саундтрек для ленивого афтерпати, у участников которого после многочасового куража остались силы лишь на расслабленную болтовню.
Пиотр Калински (Piotr Kaliński a.k.a. Hatti Vatti) создает композиции, которые развертываются в сознании слушателя и заполоняют все его уголки с неуловимой грацией. Его последний релиз «Worship Nothing» следует той же канве, с ответвлениями в сторону балтийского попа, дип-хауса и даба. При помощи вокалистов Сары Брылевской (Sara Brylewska), Сина Финна (Cian Finn) и Lady Katee, его воздушные звуковые пространства приобретают форму миниатюрных замкнутых миров, которые станут идеальным местом для побега от реальности время кратковременных приступов эскапизма.
Изначально рассматривавшийся как главная надежда современного польского фолка (в своё время сравнивавшийся с Ником Дрейком и Суфьяном Стивенсом), Тобиаш Билински (Tobiasz Biliński) в своём третьем по счету проекте под названием Coldair обращается к эстетике 80-ых, реверберациям, хэндклэпу и ледяным синтам, приправляя все это изрядной долей меланхолии. Его прошлогодний релиз «The Provider» является пронзительной выдержкой из внутреннего монолога варшавского музыканта. На фоне радиохэдовских мелодий он размышляет о собственных недостатках, загубленных отношениях и пытается заглянуть в самые темные закоулки своей души.
RYSY – варшавский дуэт, состоящий из Войтека Урбански (Wojtek Urbański) и Лукаша Стахурко (Łukasz Stachurko) – играют беспечную танцевальную музыку и хаус. Польские кудесники сведения звука жонглируют битами и составляют из них легкие мелодии, напоминающие творчество Disclosure. Дополненный неземными чарами вокала Джустины Швис (Justyna Święs), дебютный альбом дуэта «Traveler» звучит настолько естественно и непринужденно, что понимание того, что трек «Przyjmij Brak» («Прими недостаток») исполнен на польском языке, приходит только во время второго, более внимательного прослушивания.
Дуэт из Познани в составе Ивонны Скварек (Iwona Skwarek) и Бартоша Щенсны (Bartosz Szczęsny) играет взрывной электро-поп. Но когда они перестают флиртовать с трепещущими битами в духе классического «Silent Shout», как в ремиксе на их собственный сингл «Breath», им удаётся придавать своей музыке осязаемого драматизма, тем самым позволяя скорбящей лирике ещё долго звенеть в тишине после окончания трека.
Уильям Малкольм (William Malcolm), более известный под псевдонимом NIGHTRUN87, наглядно доказывает возможность путешествий во времени. Его невесомые синты и чиптюн-биты отправляют слушателя прямиком в середину 80-ых. Лучшим примером этому является «Video Girl», титульный трек с его свежего EP. Звучание NIGHTRUN87 напоминает смесь Depeche Mode и Material Girl. Но когда вокалы и яркие поп-риффы достигают своего пика, музыкант продолжает твердо стоять ногами на грязном клубном танцполе.
Hey Karen является своего рода польским аналогом творчества Трента Резнора. Это характерные непредсказуемые переходы от шепота до крика на фоне агрессивного индастриала, тек-хауса и синти-попа. Сверху все это приправлено вокодером, насыщенными битами и самозабвенными инструментальными пассажами. Сложно предугадать, какую комбинацию вышеперечисленных элементов использует Hey Karen в следующем треке. Впрочем, скорее всего, он использует их все сразу. Начать знакомство с музыкантом стоит с полноформатника 2015 года «Ok» – электроклэш оды, посвященной здоровью, окружающему миру и Дэвиду Боуи.
Недавно Niemoc играли на разогреве перед M83, и совершенно не случайно. Это польское трио и французские электронщики делят общие эстетические пристрастия. Возводя массивную стену звука из гитарных линий и бинарных битов, оба коллектива стирают грань между темными и божественными материями. Обильно сдобренный отсылками к балеарскому диско, хаусу и нью-вэйву, новый альбом Niemoc «Paramaribo» является мощным посвящением эмбиенту, отражая жанр во всех его возможных ипостасях.
Rosalie играет мягкий шелковистый электро-R&B, донося свои тексты до слушателя вокалом, вобравшим все лучшее из манер исполнения Robyn и Sade. (Людям, выросшим в 90-ых, уже можно перестать читать и поспешить ознакомиться). Во время прослушивания EP «ENUFF», двуязычные переливы её голоса на темы любви вызывают в душе неизбывную тоску. Но певица обращается к более светлым интонациям в финальном треке «So Good», побуждая нас к танцам до упаду и жизни на всю катушку несмотря на тщету этого мира.