Поющие в терновнике: 10 главных групп современной псих-рок сцены Австралии

Поющие в терновнике: 10 главных групп современной псих-рок сцены Австралии

К сожалению (а, может быть, и к счастью) всех ценителей андерграунда, самыми знаменитыми выходцами музыкальной сцены Австралии всегда были и остаются сумрачный гений Ник Кейв, апостолы арт-рока Jethro Tull и романтические астронавты из Savage Garden. Между тем, зеленый континент подарил миру немало интересных, хоть и менее известных, психоделик-рок групп.

Увы, Большой Барьерный риф послужил своего рода естественной Берлинской стеной для Австралии, частично отрезав её от внешнего мира. По этой причине такие знаковые исполнители 70-ых, как Tamam Shud, Tully, Coloured Ball фактически варились в собственном соку — в соку потрясающих и не имеющих аналогов зарубежом жанровых экспериментов.

Однако последние годы для страны-континента ознаменовались настоящим взрывом современного психоделического рока. Взять хотя бы Tame Impala, первый альбом которых напоминает Битлз конца 1960-х. Конечно, с битломанией того периода не сравнить, но группе тоже удалось завоевать приличную армию фанатов. И продолжать список можно долго. Самым плодотворным филиалом психоделик-рок сцены Австралии считается Мельбурн, лишь немного отстают от него Брисбен и Перт, а Сидней и Аделаида стали отправной точкой для немногих, но невероятно ярких проектов.

Представляем вашему вниманию несколько наиболее примечательных псих-рок групп с другого конца света. Все они по-своему уникальны, но объединяет их одно — смелость экспериментов и умение вплетать в свою музыку элементы самых разных жанров и эпох.

King Gizzard & The Lizard Wizard сумели выделиться среди десятков других групп в родном Мельбурне и набирают популярность в США — они явно на пути к мировой славе. Начиная с 2011 и по 2016 год в творчестве этих ребят был очень плодотворный период: они выпустили целых 8 полноформатных альбомов и 2 EP. А в 2017 они и вовсе превзошли самих себя: выпустив 5 альбомов всего за один год. В этих релизах есть и микротональная странность психоделик рока, и стилизация под Emerson, Lake & Palmer, и даже коллаборация с The Mild High Club. У неугомонной семерки многое получается лучше, чем у других, и эклектичный дух делает их по-настоящему уникальными.

comacozer

Название группы Comacozer, судя по всему, представляет собой нечто среднее между «комой» и «бульдозером». И, как ни странно, оно идеально описывает ее звучание. Сиднейская тройка (а иногда четверка) — огромные фанаты Monster Magnet и Earthless, умело обращающиеся с космически тяжелыми риффами и вводящие своих слушателей в транс. Их второй альбом называется, как и сама группа, довольно интересно — Kalos Eidos Skopeo. Греческие составляющие названия образуют слово «калейдоскоп» и оно, опять же, отлично описывает звучание самого альбома. В нем постоянно сменяющиеся текстуры создают захватывающие формы — точь-в-точь как разноцветные стекла в одноименном устройстве.


Сложно сказать, как переводится название группы Smoke — «дым» или «курить» — но в любом случае оно ей подходит. Сами музыканты утверждают, что на их творчество больше всего повлияли Hawkwind, Black Sabbath, Джимми Хендрикс и Орнетт Коулман (Ornette Coleman); конечно, так и есть, но в полной мере творчество Smoke это не характеризует. Больше всего в нем впечатляет способность ребят сочетать тяжелое звучание первых двух со свободной невесомостью последних. После перерыва в пару лет группа недавно вновь собралась вместе и продолжает окутывать дымом Брисбен и его окрестности.

dreamtime

«Dreamtime», то есть «Время сновидений» — это основополагающее понятие культуры австралийских аборигенов — эпоха, в которую их духовные предки сотворяли мир. Группы Dreamtime состоит из четырех хиппи из Брисбена, и они весьма серьезно отнеслись к собственным духовным предкам в своем втором полноформатном альбоме Strange Pleasures. В этом релизе они воздали должное Pink Floyd, Ash Ra Tempel и Hawkwind. От такого яркого микса практически невозможно не получить удовольствие. В нем можно найти элементы на любой вкус: мягкие фолк-мелодии, полеты в космос и сумасшедшие импровизации — а иногда и все это одновременно.

hotel wrecking

Альбом Passage to Agartha — отсылка и к легендарной подземной стране в центре Земли, и к одному из сумасшедших альбомов джазмена Майлса Дейвиса (Miles Davis). Но Hotel Wrecking City Traders, конечно, к джазу отношения не имеют. С Дейвисом их роднит лишь любовь к исследованию граней звука. В своей музыке они смешивают построковые перепады напряжения со сломанными гитарными усилителями и бетонным басом, создавая действительно ошеломительную тяжелую психоделию. В последнем альбоме Phantamonium они вновь достойно объединили все противоречивые элементы своего звучания, зазубренные грани которого прорывают путь прямо к центру планеты.

Название Beaches подобрали идеальное: оно напоминает о калифорнийских пляжах, где когда-то появились первопроходцы психоделик-рока. Этот мельбурнский квинтет всерьез подходит к DIY-философии: каждая его участница играет на инструменте и поет, видео они снимают собственными силами, и все альбомные обложки они тоже рисуют собственноручно. Третий альбом группы, озаглавленный Second of Spring, — пока что самая амбициозная работа Beaches. Это двойной LP,  сплетенный из термоядерной реакции солнечных мелодий и пульсирующих протуберанцев ритмов. Он балансирует между хрупкими пост-панк риффами и приятными поп-мелодиями, создавая мечтательную предрассветную атмосферу.

black heart death cult

Эта группа с весьма логичным названием (ведь любой культ смерти должен бы быть так или иначе злым) базируется в Мельбурне. Несмотря на то, что их внешний облик и тексты словно родом из 1960-х, их звучание — уверенный нео-психоделик-рок прямиком из 90-ых. За туманным фуззом они прячут бритпоп-акценты — словно Oasis экспериментирует с инструментами My Bloody Valentine. Уже несколько лет ребята работают над своим полноформатным релизом. И если он будет в том же духе, что и их «Black Rainbow» EP, нас ждет альбом, полный расплывчатого шугейзинга, неразборчивого вокала и ярких риффов.

mt mountain

Mt. Mountain свой последний опус назвали «Dust» («Пыль»), и это слово описывает пластинку как нельзя более точно. С тем же успехом альбом мог бы стать идеальным саундтреком к австралийскому вестерну. 17-минутный одноименный трек начинается низким гудящим звучанием диджериду. Затем к нему присоединяется меланхоличная гитара и одинокая флейта. Весь альбом состоит из песчаных хитов, полных зловещих риффов и головокружительных гитарных эффектов. Сравнить это звучание можно с Earth. Оно словно превращает идиллический прибрежный город Перт в пустошь, укрытую багровой дымкой.

Эта группа из Брисбена вдохновляется загадочной энергией хиппарского движения «flower power» и восьмидесятинских дней вина и роз. Звучание их духовых жалит, из гитар словно вытекает горючее топливо, а ударные подошли бы как саундтрек к фильму о «бунтующей юности». Зловещий вокал, выводящий строки вроде «listen up, disengage, fade away» на фоне ситара и эффектов электрогитары явно указывает, каким именно «священным алтарям» молится эта группа, чье название переводится именно так. А в EP Trail to Find ребята смешивают мистическое со своей внутренней энергией и яркой индивидуальностью.

asteroid belt

Подобно движению астероидов в астрономическом объекте, в честь которого была названа группа, импровизации и мелодии Asteroid Belt кружатся с той же подчиняющейся внутренней логике непредсказуемостью. Эти космонавты из Аделаиды точно знают, как создать качественный хэви-психоделик грув, напоминающий Earthless и Hawkwind. После десяти лет существования в качестве группы эти ребята приноровились жать на педали эффектов не хуже самых прожженных воинов дороги. Их первый за последние пять лет лонгплей Do Whats Right ни с чем не спутаешь. Под него в самый раз раствориться на сером полотне шоссе, ведущего в никуда.