Make Game Boy Great Again: новая школа японского чиптюна

Make Game Boy Great Again: новая школа японского чиптюна

Сложно назвать удивительным тот факт, что Япония – страна, в которой зародилась современная индустрия видеоигр – также служит колыбелью для стремительно развивающегося сообщества музыкантов, посвятивших себя созданию 8-битных звуков. Вместе с тем, довольно неожиданно, что новое поколение chiptune-композиторов черпает своё вдохновение не только в ностальгии по прошлому.

«Моё поколение, и даже поколение до меня, уже не застало эру Nintendo и Super Nintendo», – рассказывает Toriena, одна из восходящих звёзд японской чиптюн-сцены. «Разумеется, мы знакомы с эстетикой и с основными стилистическими мотивами, но мы не выросли в этом. Однако, нельзя не отметить, что сейчас ретро-играми интересуется куда больше людей, чем когда я написала свой первый трек». Основной составляющей поджанра электронной музыки chiptune являются пикселизированные звуки, генерируемые звуковыми чипами из старых игровых консолей. Приставки, переставшие выпускаться много лет назад, всё ещё пользуются спросом и доступны для приобретения в торговых кварталах Акихабара в Токио и Ден Ден Таун в Осаке.

Помимо создания бешеных чиптюн-ритмов с помощью модифицированного Game Boy и популярной программы Little Sound DJ, Toriena также управляет делами лейбла Madmilky Records, попутно являясь его соучредителем. Самостоятельно разрабатывая обложки для всех своих релизов, она также успевает сотрудничать с крупными сетями магазинов и принимать гостевое участие в треках других музыкантов в качестве вокалистки.

Постепенно начала формироваться отдельная сцена, посвященная преобразованию винтажных звуковых эффектов в музыку – по большей части танцевальную. Первыми её ласточками стали проекты YMCK и Omodaka. По всей стране начали проходить чиптюн-концерты и фестивали. Одновременно с этим, свой стиль и формат меняла и сама музыка – даже несмотря на то, что изначально она произошла от очень специфического и ограниченного набора звуков. «По моему мнению, японская чиптюн-сцена переходит на следующую ступень», – заявляет Breezesquad. Фукуока – город на западе Японии и малая родина музыканта – является одним из осередков кипящей 8-битной сцены страны.

«В последнее время появилось множество молодых звёзд японского чиптюна, вспомнить хотя бы Toriena или Gigandect. Помимо этого, интернет-лейблы наподобие Trekkie Trax и Maltine Records проделывают огромную работу, объединяя chiptune с другими музыкальными и культурными течениями».

Сегодняшняя сцена японского chiptune – это довольно любопытный и неоднородный микс из ветеранов и новичков, благодаря чему жанр стремительно развивается во всех направлениях одновременно. Ниже представлен список из наиболее видных фигур современной чиптюн-сцены Японии, задающих тенденции будущего развития жанра.

Toriena

chiptune

Toriena впервые столкнулась с миром чиптюн-музыки в 2011 году. Будучи 18-летней студенткой колледжа, она «почувствовала, что игровые звуки Game Boy напоминают звучание минимал-техно». В то время юная звезда не на шутку увлекалась этим жанром, и потому неочевидное сходство показалось ей интересным. Вскоре после совершенного открытия, она начала писать свои собственные динамичные чиптюн-треки, выступая с ними в живую на площадках страны. Участие Toriena в Blip Festival 2012 – в этом году фестиваль проводился в последний раз – стоит отдельного упоминания. Во время выступления она скакала по сцене в приступе музыкального экстаза, извлекая взрывные мелодии из своего Game Boy.

«Тогда я почувствовала некую доселе незнакомую мне эйфорию, которой мне хотелось поделиться со всеми окружающими», – вспоминает она. «И именно в тот период я решила основать собственный лейбл». В результате был создан Madmilky Records, посредством которого Toriena выводит в свет всё новых ценящих 8-битное звучание исполнителей со всех уголков мира. При этом она не забывает выпускать и собственный материал. Её песни сохраняют тот бешеный ритм, характерный для ранних работ японки, но теперь он задается при использовании куда более широкого арсенала инструментов. Примером этому может послужить прошлогодний EP Toriena под названием «Pop Nega Pop».


«Раньше я писала музыку исключительно с помощью моего Game Boy. Но со временем мне захотелось расширить спектр своего звучания и, таким образом, привлечь к моей музыке более широкую аудиторию». Следуя этому решению, Toriena начала вплетать в свои работы другие электронные звуки, а также собственный вокал, благодаря которому яркая индивидуальность исполнительницы приобрела ещё большее присутствие в её последних релизах.

Saitone


Один из «старичков» жанра Saitone построил свою карьеру на исследовании комплексности 8-битного звучания. И это подкупает само по себе, так как многими chiptune воспринимается как предельно простая музыка. Не соглашаясь с этим, Saitone, пишет витиеватые электронные композиции на протяжении всего последнего десятилетия, ограничиваясь использованием одного лишь Game Boy. В них игровые писки и блипы извиваются и переплетаются множеством неожиданных способов, наглядно показывая, чего можно достичь, имея в своём распоряжении крайне ограниченную палитру из базовых звуков. На протяжении долгого времени, работы Saitone выходили лишь в рамках сборников и ремиксов. Эту несправедливость исправил токийский лейбл Cheapbeats, в сентябре прошлого года издавший LP «Dazzle». Альбом из четырех медленно набирающих темп треков можно по праву назвать одной из наиболее целостных работ Saitone на сегодняшний день.

NNNNNNNNNN

chiptune

Сооснователь лейбла Madmilky Records и «сенпай» Toriena, открывший для неё жанр, NNNNNNNNNN пишет чиптюн-треки, пропитанные духом родного города музыканта – Киото. Отдавая должное истории древней столицы Страны восходящего солнца, NNNNNNNNNN создает 8-битные интерпретации традиционной музыки Японии («Кибер Бон-одори»), а также треки, черпающие вдохновение в старой японской поп-музыке («sonicsushi.com»). Но не забывая о прошлом, он также испытывает нежные чувства к тяжелому дабстепу. В своих композициях он неизменно испытывает пределы возможностей пикселизированного баса.

Tobokegao


Tobokegao – музыкант родом из Саппоро – создает скоротечные жизнерадостные мелодии, кропотливая детализация которых завуалирована простотой их звучания. Молодой исполнитель чиптюна использует в своем творчестве программу Little Sound DJ, благодаря которой ему удается объединять сотни маленьких нюансов в динамичные композиции. Дополнительные акценты в них расставлены посредством пикселизированного плеска воды и криков животных (примером этого может послужить трек «Dogsled Race Replay Theme»). Но умение сжимать целую вселенную звуков в клаустрофобически-тесные музыкальные пространства достигло новых высот в его недавнем альбоме «Picnic». Вошедшие в него треки наподобие «Sherbet» содержат неисчислимое количество поворотов звучания, что позволяет им полностью завладевать вниманием слушателя на короткое время своей продолжительности.

Breezesquad

chiptune

Для уроженца префектуры Фукуока Breezesquad визуальная составляющая столь же важна, как и музыка. Объединение изображения и звука в единое произведение играет большую роль в творчестве музыканта, в качестве основной занятости работающего графическим дизайнером. «Само собой разумеется, я провел всё своё детство за видеоиграми», – делится он. «Но саундтреками к ним я интересовался куда больше, чем самим игровым процессом». Основными источниками вдохновения он называет ранние чиптюн-проекты наподобие YMCK, а также исполнителей, включавших в свои треки 8-битные звуки, таких как J-pop продюсер Ясутака Наката (Yasutaka Nakata). Их музыка и привела к формированию Breezesquad в 2009 году.

Последний альбом «Mönster» был задуман музыкантом после прочтения нескольких книг о европейских народных ремеслах, найденных им на местном блошином рынке. «На первый взгляд, эта тема не имеет ничего общего с чиптюном. Но мне показалось, что обеим сферам присуще некоторый ностальгический привкус ретро», – рассказывает он. «И у меня появилась идея смешать 8-битные звуки с народной музыкой и фолком». Треки, вошедшие в его второй полноформатный альбом, сплетены из мелодий, не имеющих аналогов в жанре, и перемежаются вставками не-чиптюновой перкуссии.

Gigandect


Gigandect – тоже уроженец Фукуоки – вспоминает, что интерес к чиптюну в нем вызвали играющие в этом жанре музыканты из его родного города. Он написал свой первый трек в возрасте 14 лет, используя программу на PlayStation для семплирования CD. «Раньше на живых концертах я играл на microKORG и Akai MPC-500. Но постоянно таскаться с ними – это настоящая морока», – рассказывает музыкант. К счастью, впоследствии он познакомился с Little Sound DJ, и с этого момента его творчество пошло по новому пути. «Я обожаю Game Boy за компактность и милый дизайн. А тот факт, что набор исходных звуков в chiptune весьма ограничен, лишь подстегивает жажду к экспериментам».

Открыв для себя этот жанр, Gigandect сразу же начал склоняться к более агрессивной стороне его звучания. Он пишет ураганные треки, вкрапляя в них элементы других стилей – взять хотя бы каскады EDM-басов в “Lavender Town“. “Но я в некотором роде стеснен рамками chiptune-сцены. Из-за моей принадлежности к ней, представители других жанров даже не знают о существовании моей музыки”, – размышляет он. Несмотря на это, ему удалось найти единомышленников в виде американского лейбла Zoom Lens и японского интернет-лейбла Maltine Records. Благодаря последнему, Gigandect недавно удалось посотрудничать с участницей J-pop группы Tokyo Girls’ Style, написав для неё летучий зигзагоподобный трек, который можно услышать ниже.

Chibi-Tech


Родившись в Штатах, Джейлин Нисперос (Jaelyn Nisperos) эмигрировала в Японию, гонясь за своей мечтой стать саунд-дизайнером и композитором саундтреков к видеоиграм. Но творя под псевдонимом Chibi-Tech, она сбрасывает с себя корпоративные оковы, расширяя рамки нашего представления о 8-битном звучании. Стиль её последних работ, выполненных на стыке chiptune и EDM, в полной мере можно оценить по треку «Moe Moe Kyunstep (Part II – Kyun)». В нем Chibi-Tech генерирует рокочущие басовые переходы с помощью приставки NES. В последнее время она полностью погрузилась в исследование открытого ею смешения жанров, и тяжеловесная манера Chibi-Tech исполнения делает её живые выступления совершенно уникальными.

Maru303


Одна из наиболее влиятельных фигур сообщества фукуокских chiptune-исполнителей Fuckoka Collective, Maru303 пишет вдохновленные стилем электро 8-битные треки уже на протяжении нескольких лет. Но наиболее полно передает суть его стиля – как и стиля всей сцены города Фукуока – LP «Lo-bit Music Music Of The Fairy Tale Insane». Маниакальные ритмы в нем сбалансированы более размеренными композициями, что наглядно демонстрирует широкий диапазон звучания Maru303.

Professor Sakamoto

chiptune

Немногие современные chiptune-исполнители могут похвастаться столь незабываемыми живыми концертами, как Professor Sakamoto. Помимо того, что на его голове красуется шлем с закрепленной на нём консолью Famicom, ещё он способен сыграть более тысячи тем из видеоигр по памяти. Руке композитора принадлежит огромное количество преисполненной энергией музыки как к реально существующим, так и к вымышленным видеоиграм. Даже обложки его альбомов стилизованы под стартовые экраны старых 8-битных игр. Треки Sakamoto передают дух сайдскроллер-шутеров и ниндзя-платформеров – даже если некоторых из этих игр никогда не существовало в природе.

Foilverb


Немногие 8-битные музыканты Японии способны выдавать такой накал чувств, как это удается делать Foilverb. Даже в ранних работах музыканта прослеживается глубина и искренность переживаний, что позволяет создавать глубокую и мрачную атмосферу. Подобная комбинация редко встречается в обычно жизнерадостном чиптюне. За последние годы Foilverb отточил свою манеру исполнения, добавив к ней неигровые звуки, скрипку и голоса сессионных вокалистов. Тем самым музыканту удалось наделить пикселизированные треки небывалой кинематографичностью. Наиболее ярко это проявляется в LP «Melancholia», являющем собой идеально выверенный баланс между чиптюном и мотивами пост-рока. В свою очередь, последний релиз Foilverb, EP «Escapism Evolve», раздвигает рамки chiptune-звучания ещё шире, делая центральным элементов треков гитары и смычковые инструменты.