Снимок с выдержкой: памяти Марго Гурьян

Снимок с выдержкой: памяти Марго Гурьян

На прошлой неделе не стало Марго Гурьян, автора песен, певицы и поэтессы из Лос-Анджелеса. На заре карьеры её песни исполняли звёзды 60-х вроде Spanky and Our Gang, Аструд Жилберту и Мамы Кэсс из The Mamas & the Papas. Выпустив яркий сольный дебют “Take A Picture” ещё в 1968 году, артистка надолго пропала из-под света софитов, чтобы застать вторую волну популярности уже в 21 веке – Underrated вспоминает её творческий путь.

С ранних лет Гурьян обучалась классическому фортепиано, а параллельный интерес к популярной культуре привёл её к написанию собственных песен. Поступив в Бостонский университет, Марго увлеклась джазом, особенно превознося мастерство Билла Эванса. Во время студенчества на неё уже вышли представители Atlantic, а заполучить ещё больше ценных связей помогла джазовая школа Ленокса — там Гурьян набиралась опыта плечом к плечу с Орнетт Коулмэн и Доном Черри, а среди её профессоров были вышеупомянутый Эванс, Макс Роуч и Милт Джексон.

Однажды коллега по джазовой сцене Дэйв Фришберг поставил Марго “God Only Knows“, сингл The Beach Boys с культового альбома Pet Sounds. Эта музыка разделила жизнь Гурьян на до и после: артистка с головой погрузилась в работы рок- и поп-современников, которые ответили влиянием на её собственные песни. Будучи штатным сонграйтером Atlantic, ещё до сольного LP она написала два крупных хита, “Sunday Morning” и “Think of Rain”, где переплетались сильные стороны её таланта.

Альбом “Take A Picture” стал закономерным пиком карьеры Гурьян. Запись полагалась как на её джазовый бэкграунд, так и на глубокие познания в среде арт-попа. Воздушные и ласковые вокальные пассажи Марго на LP парят над психоделическими аранжировками, которые на первый взгляд кажутся лёгкими, но при этом скрывают множество утончённых приёмов и острое тембральное чутьё, порой опережающее время.

Критики встретили пластинку тепло, однако крест на карьере исполнительницы поставила сама Гурьян. Жизнь в туре была для неё неприемлемой альтернативой спокойной семейной жизни. Однажды сама артистка отметила: «Для выступлений были нужны юрист, менеджер, агент, бронировщик… эти люди брали всё под контроль, они говорили куда идти, как выглядеть, что носить, что говорить, а этого мне не хотелось! Думаю, мне хватило «папочки» ещё в пять, и я просто никогда не любила, когда мной командуют».

В 70-е надолго угас и интерес Марго к авторству, уступив место желанию обучать других классическому фортепиано. Впрочем, в 90-х “Take A Picture” пережил вторую молодость. Сперва благодаря пиратским изданиям творчество Гурьян обрело статус забытой жемчужины, затем кавер на одну из её песен исполнили Saint Ettienne, а ещё чуть позже Franklin Castle Records вознаградили LP официальным репринтом.

Пройдя долгий путь, песни Марго в итоге обрели небольшую, но верную армию почитателей. Современники вроде Pearl & The Oysters, которые тяготеют к расширенному, барочному поп-звучанию, отмечают её как одну из идейных вдохновителей. В 21 веке на счету Гурьян ещё 3 сборника демо-записей: в наши дни её короткие, сентиментальные и оптимистичные зарисовки звучат словно хрупкий сигнал из прошлого, и тем удивительней, сколько общего они порой имеют с реальным моментом.