Издана подборка ранних сочинений авангардного композитора Валентины Гончаровой

Издана подборка ранних сочинений авангардного композитора Валентины Гончаровой

Будучи одной из крайне примечательных представительниц музыкального авангарда, особенно — в поздние советские времена, Валентина Гончарова внесла существенный вклад как в расширение горизонтов коллег и слушателей, так и в развитие домашних технологий звукозаписи. Вышедшая на днях на украинском лейбле Shukai коллекция включает композиции, записанные в таллинской домашней студии, а также совместные записи с Александром Аксёновым, Сергеем Летовым, Пеккой Айраксиненом и другими исполнителями.

Гончарова была студенткой прославленной Ленинградской консерватории. Впрочем, скорее тяготея к новаторству, нежели к соблюдению правил, она познакомилась с Ленинградским рок-клубом, чьё движение было неразрывно связано с «Поп-механикой» Сергея Курёхина. Сборник «Recordings Vol. 1» отражает эту двойственность, состояние непрерывного потока, исследуемого с искренним любопытством.

Домашние записи на катушки «Олимпа» являются монументом электроакустической изобретательности. Гончарова разрабатывала новые приёмы звукоизвлечения, будучи заинтригована манипулятивным потенциалом обработки звука и цепей эффектов. Очевидно её вдохновение сочинениями Штокхаузена, Ксенакиса и Пьера Булеза — впрочем, текстурный подход к «конкретной музыке» через призму хаотичного саунд-дизайна здесь живут в абсолютной гармонии с традициями Ленинградской школы композиции.

Жизнь Гончаровой до сих пор посвящена всестороннему исследованию звука как феномена. За последние десятилетия она преподавала в Таллине, сотрудничала с эстонской «Русской филармонией», выступала на джаз-фестивалях по всей восточной Европе и устраивала благотворительные концерты в католических соборах. Неудивительно, что «Recordings Vol.1» представляют лишь спешно брошенный взгляд на её внушительное наследие. Тем не менее, упускать единственную опубликованную за последние 30 лет запись настоятельно не рекомендуется.