Добро пожаловать в нашу новую рубрику, которая скрасит досуг самых искушённых фанатов музыки. Каждый месяц с этого момента мы будем знакомить вас с одним из множества любимых лейблов. Наша задача — погрузиться в их идейную и стилистическую специфику, а также поговорить о людях, что стоят у истоков.
Начнём с британцев Astral Industries, чей дебютный релиз (“Lanterns” легенды даб-техно Deepchord, к которому мы ещё вернёмся) состоялся в недалёком 2014 году. Их репринты делают значимый вклад в сохранение электронной классики — кроме того, некоторые признанные мастера глубокой и медитативной электроники выпускают новые работы именно здесь. По словам Ario, основателя лейбла, его основная цель — эксперименты за рамками привычного, а также сохранение неповторимой атмосферы как в музыке, так и во всём сопутствующем ей искусстве.
За художественное оформление пластинок, выдержанное в едином сюрреалистичном стиле, отвечает художник Тео Эллсворт. Под стать ему и музыка — Ario проявляет себя как настоящий эксперт в поиске забытых сокровищ, стремясь наградить особо чутких музыкантов заслуженным вниманием. Будь то гипнотичный, завораживающий эмбиент, или деликатные переливы даб-техно, музыка Astral Industries всегда нежная, глубокая и ослепительно яркая.
Как вспоминает Ario, «Когда я впервые познакомился с музыкой Deepchord, я впервые узнал про эмбиент и техно, и был просто потрясён. Возможно, кому-то покажется странным переход от драм-н-бэйса и техно к эмбиенту, но в то же время, многие уважаемые мной артисты двигались в сторону более насыщенного звучания, например, Instra:mental, Oak, dBridge, Nether, Commix [Shifted] и ASC. Одни стремились к довольно глубокому, минималистичному халф-тайму, но многие избрали совершенно иной путь. Для меня вся соль была в сочетании техно и эмбиента».
На данный момент коллекция лейбла насчитывает почти три десятка наименований. Мы отобрали из них десятку самых примечательных пластинок, которые сделают знакомство с миром Astral Industries максимально комфортным. Настало время раствориться в низкочастотном эхо и как следует прислушаться.
Chi – Chi (The Original Recordings)
Говоря об истоках единой эстетики Astral Recordings, прежде всего стоит упомянуть одноимённый альбом нидерландцев Chi. Премьера кассеты состоялась в 1986 году — долгие годы она была коллекционным предметом в магазине Staalplaat. Лишь спустя 10 лет запись впервые прозвучала на CD, и понадобились ещё два десятилетия прежде, чем новые энтузиасты предоставили ей законное место на виниле.
“Chi” представляет собой просторное электроакустическое странствие, основой для которого стали синтезаторы Juno 60 и JX3R, несколько гитар, флейты, самодельная перкуссия, органы и магнитофонные петли. Тщательная работа шла и летом, когда в открытые окна загородной фермы залетали птицы, и зимой, под аккомпанемент бренди и свечей. Блуждающий, нежный звук, которого удалось достичь Chi, имеет родственные связи с немецким космизмом и нью-эйдж, но начисто лишён их клише. Здесь можно проследить идею, предвосхитившую лейтмотив Astral Industries: живая, густая атмосфера окружающей среды просачивается на запись, чтобы стать её непосредственной частью.
Deepchord – Lanterns
Как мы уже говорили, первый LP на лейбле вышёл из-под клавиш и пэдов Рода Моделла не случайно. “Lanterns” – больше, чем просто даб-техно, это альбом с очерченной и мистической драматургией. Его основным образом стало жутковатое красное сияние былого амстердамского порта, которое манило моряков подобно сладострастному хору сирен, и порой овладевало их душами.
Пластинка (в данный момент — раритет и желанная цель коллекционеров) демонстрирует впечатляющий 25-летний опыт Deepchord в области саунд-дизайна и иммерсивной электроники. Приглушённая бас-бочка похожа на беспокойное городское сердце, чьи удары накатывают на призрачные, приподнятые гармонии. В акустических намёках, которые Моделл тщательно распределил по всему LP, сокрыта тайна глубокого мира, где настороженность сменяется неподдельным интересом.
Heavenly Music Corporation – In A Garden Of Eden
Оригинал “In A Garden Of Eden” был создан в Сан-Франциско в 1993 году специально для Space Age Lounge, «техномистического чилл-рума» в индийском Гоа. Флёр мистики вокруг LP создаёт легенда об использовании «сублингвального гипноза» в процессе записи. Это умиротворённое полотно, наполненное синтетическим мерцанием и полевыми записями с тропиков, которые призваны добиться эффекта левитации.
С тех пор Гоа успели облюбовать многочисленные туристы и любители быстрых удовольствий, в результате чего от былой безмятежности не осталось и следа. Тем приятнее вместе с Heavenly Music Corporation переместиться в утопию ранних 90-х, во времена, когда Интернет ещё не имел такой власти. Интересный факт: на пластинке можно услышать диджериду Стива Роуча, одного из пионеров эмбиента, который награждает “In A Garden Of Eden” ещё большим ностальгическим шармом.
Wolfgang Voigt – Rückverzauberung Live In London
Если вы хорошо знаете эмбиент, имя Вольфганга Фойгта не будет нуждаться в представлении. Слово, которое музыкант вынес в заголовок своего монументального цикла “Rückverzauberung”, можно перевести как «возвратное очарование». Этот процесс описывает характер его атонального искусства — избавить источники от оригинального смысла и переработать в совершенно ином ключе, породив новую красоту.
Эксклюзивная версия Astral Industries наблюдает за живым исполнением в Лондоне, которое, по словам очевидцев, наполнило жизнью каждый ледяной камень. “Rückverzauberung” – не столько музыкальный альбом, сколько трансцендентный опыт и мастер-класс по созерцанию. Хотя по-настоящему испытать его можно лишь живьём, даже цифровая версия гарантирует тончайшее эмоциональное чутьё.
Sonmi451 – Nachtmuziek
Ретроспективная компиляция “Nachtmuziek” бельгийского продюсера Sonmi451 – ещё один несомненный пример тембральной чуткости, настоящий бальзам на душу любителей аналоговых переливов, стеклянных колокольчиков и поющих чаш. Благодаря мастерской работе с полевыми записями, композитор награждает чувством нахождения в моменте, сплетая трепет уличной иллюминации с мерцанием звёзд. Закрыв глаза, можно очутиться где-то по ту сторону телефонной трубки, в лимбе, который не подчиняется законам земного времени.
Конечно, Sonmi451 вдохновлялся классикой эмбиента и глубокого психоделического хауса, но также ему не чуждо влияние Моцарта. “Nachtmuziek” стремится к золотой середине между чувством совершенного комфорта и иссушающей нервной тоске. Альбом подобен небольшому островку надежды, мысли о близком сердцу доме посреди отдалённых метеоритных поясов.
Multicast Dynamics – Ancient Circuits
Ещё одна пластинка, для которой повествовательная драматургия важнее всего, вышла из-под пера Самюэля Ван Дэйка, также известного как VC-118A. “Ancient Circuits” – история о пустом и просторном мире, в котором давно угасло последнее человеческое дыхание. Его синтетическая атмосфера соединяет идеи древней космологии с технологическим футуризмом и информационными бурями.
Продвинутые изобретения в полотнах Multicast Dynamics стоят без дела, находя собеседника лишь в себе подобных. Каждое из них испещрено следами времён и покорёжено под гнётом катаклизмов вселенского масштаба, что не мешает им поддерживать рабочие функции. “Ancient Circuits” – язык машин, что стрекочут и сияют на множество голосов, словно встретили первую живую душу за тысячи лет.
Waveform Transmission – V2.0-2.9
Проект Waveform Transmission объединил усилия вышеупомянутого Deepchord и его коллеги-экспериментатора Криса Троя. “V2.0-2.9” и его предшественницу разделяют два десятилетия. Впрочем, это не так важно, когда речь идёт о вневременных мотивах — куда важнее несомненное эстетическое чутьё дуэта, что пребывает в консонансе со всем каталогом Astral Industries.
Waveform Transmission используют акустику и панораму по-максимуму, поскольку эффект погружения для них превыше всего. Даб-техники Рода Моделла здесь выполняют функцию одного из элементов в бесконечно замысловатом многочастотном танце. Он разбирает на части каждый живой звук, что попадает в этот информационный поток, переосмысливая образы и пропуская их сквозь широкоэкранный объектив.
Dots – Dots
Возвращаясь к репринтам, стоит упомянуть “Dots” 1994 года, космическую утопию за авторством Уве Шмидта, которая благодаря Astral Industries впервые оказалась на виниле. Сам композитор называет его «лифтовой музыкой», но если это и правда, то речь непременно идёт о космическом лифте. Палитра LP и в самом деле скромна, но это лишь играет на руку просторным мерцающим конструкциям.
“Dots” не стремится испытывать публику на прочность: в нём нет ни излишней приторности, ни чересчур острых статических углов. В то же время, минималистичные звуковые картины Шмидта и его ретроспективные размышления на тему кибернетического интеллекта обволакивают целиком. Это далёкая открытка из тех времён, когда абсолютное доверие между артистом и слушателем ещё не казалось утопией.
Wolfgang Voigt & Deepchord Present Peter Michael Hamel – Colours Of Time (Re-Interpreted)
Чтобы найти истоки “Colours Of Time”, придётся отправиться на рубеж 70-х и 80-х. Именно на эту пору пришёлся расцвет творчества Петера Михаэля Хамеля, яркого представителя немецкого космизма. Мечтая проложить путь в будущее «всемирной музыки», композитор работал и учился плечом к плечу с настоящими визионерами, в числе которых Джон Кейдж, Мортон Фельдман и Терри Райли.
Оригинал представляет из себя 22-минутную сагу, которая берёт всё лучшее из синтетического минимализма. Желая выразить Хамелю особое уважение, Вольфганг Фойгт и Deepchord представили по одной авторской интерпретации. В первом случае за основу взяты более близкие оригиналу краут-элементы, а на стороне B атмосферой руководит гармоническая прозрачность, растворённая в сотне гиперреалистичных шорохов.
Monolake – Gobi
Пожалуй, в наши дни самым известным детищем создателей Monolake Герхарда Белеса и Роберта Хенке следует считать Ableton, одну из наиболее популярных программ для написания и записи музыки. Выход мини-альбома “Gobi” в 1999 году как раз хронологически совпал с основанием фирмы. Сверхъестественная сенсорика, подвластная дуэту, не прошла мимо внимания Astral Industries, которые впервые наградили EP виниловой версией лишь в прошлом году.
Пейзаж Monolake кажется столь осязаемым, что на мгновение можно почувствовать прохладу ночной пустыни, её бесстрастный ветер, что перебирает пески времён. Стрёкот цикад, шипения и перестуки — всё говорит о пространстве, которое начисто лишено присутствия человека. Со временем гранулированная реальность “Gobi” перерастает в настоящий дюнный танец, где за каждой отчётливой формой способен скрываться хрупкий мираж.