Нежданная пандемия разделила мир на до и после, и большинство привычных туристических маршрутов оказались под запретом. Пока самолёты и поезда ждут своего часа, на помощь приходит музыка — каждому меломану известно, что хорошая песня способна переносить слушателя во времени и пространстве. Более того, она может познакомить нас с далёкими землями, где мы не бывали прежде, а возможно, и не окажемся вовсе.
Сегодняшний итоговый дайджест специально для тех, кто вынужден томиться в четырёх стенах в ожидании открытых границ. Altin Gün ослепляют анатолийскими цветами, Okuté осыпают нерафинированными кубинскими ритмами, а Kondi Band чтут глубокие корни Сьерра-Леоне. Не забудьте также заглянуть в Калифорнию на пляжную вечеринку Brijean и вдохнуть жара марокканской пустыни под аккомпанемент Хассана Варгуи.
Brijean – Feelings
Как Брижан Мёрфи, так и Даг Стюарт давно находятся в эпицентре инди-танцевальной музыки. Это слышно в их дебютной пластинке под именем Brijean, которая пронизана карибской перкуссией, сытными бэйслайнами и ощущением совершенной беспечности. Отсутствие ограничений в том, что касается лирики, сочетается в песнях дуэта с любовью к ностальгическим танцам.
“Feelings” созвучен сразу многим стилям (тропическому хаусу, босса-нове, инди-психоделии, афробиту…), поскольку стремится скорее к единому для них всех мироощущению. Это океан, который нежданно разливается посреди пустыни, и первые бабочки юной влюблённости. Тропическая мечта Brijean похожа на мираж с мерцающими стробоскопами, который не хочется отпускать.
Altin Gün — Yol
Песни Altin Gün — крошечный турецкий анклав посреди Амстердама, наполненного множеством ярких культур. Безусловно, анатолийский рок 70-х диктует их интонации, но не больше чем спейс-диско или синтипоп 80-х. Винтажные мотивы, которыми наполнен третий альбом нидерландцев “Yol“, непременно соседствуют с плотным современным звуком и аранжировками, не лишёнными доли самоиронии.
Тот факт, что значительная часть работы вынужденно велась на дистанции, сыграл только на руку космополитическому мироощущению пластинки. Altin Gün демонстрируют стилистическую гибкость, и для них совершенно не обязательно идти по проторенному пути турецкой эстрады 70-х. Впрочем, одна вещь остаётся неизменной спустя годы — грув, который ставит ленивых на ноги.
Okuté – Okuté
Современность гаванцев Okuté удивительным образом проявляется в их умении игнорировать набившие оскомину штампы. Вместо этого представители Кубы идут дальше, к точкам соприкосновения между Латинской Америкой и Западной Африкой. Трес, бас, перкуссия и шумный, глубокий голос Педро Баррьеля — всё, что нужно для изображения пёстрых и потрёпанных кварталов сегодняшней кубинской столицы.
Интересна и ещё одна параллель — переплетение светской и культовой музыки в песнях Okuté. Музыканты преуспевают в том, чтобы придать танцам мистический характер и наполнить духовные воззвания электрическими ритмами. Но лучше всего у них удаётся победить скуку и рутинную обыденность – какими бы средствами ни пользовался ансамбль, в них сверкает жажда жизни.
Carwyn Ellis & Rio 18 — Yn Rio
Мы слышали, что вам нравятся кругосветные путешествия, поэтому встроили одно кругосветное путешествие в другое! “Yn Rio” спета на валийском под вдохновением от Бразилии, в ансамбле участвуют артисты с трёх континентов, сведением занимался итальянец, мастерингом — француз, а публикацией — немецкий лейбл. Настоящий памятник удалённой работе и культурному диалогу.
Как и Altin Gün, Карвину Эллису, Rio 18 и Национальному оркестру Уэльса пришлось сотрудничать на расстоянии. Некоторые оркестранты даже не пересекались друг с другом лично — тем удивительнее слышать живой поток, который пронизывает LP. Эллис поёт о надежде, нежности и гармонии, но также и о преодолении препятствий: если у людей есть общая игра, работа и мечта, они способны на всё.
Hassan Wargui – Tiddukla
Детство Хассана Варгуи прошло на юге Марокко, у подножья Антиатласских гор, в местном сообществе Иссафен. В его культуре музыка прочно связана с повседневными ритуалами — при этом вас может удивить инструмент, занявший ведущие позиции в марокканском фолке. Пока чуть более южные соседи-туареги постигали электрогитару, среди племён Амазиг прочно укоренился звук банджо.
Название “Tiddukla” в переводе означает «дружба», и речь явно идёт о том её варианте, что проверен десятилетиями тяжёлых испытаний. Стиль Варгуи, гипнотичный и нефильтрованный, наследует лучшие элементы основоположников жанра вроде Izenzaren или Archach. Их композиции вызывают в памяти те времена, когда сам язык, на котором они спеты, находился под запретом, и отчаянные жители пустыни сражались за право на собственный голос.
Pearl & The Oysters – Flowerland
Всем нам порой становится немного грустно, даже самым отъявленным сангвиникам. Третья пластинка Pearl & The Oysters “Flowerland” – пример того, как тревожные размышления могут ни с того ни с сего ворваться в безоблачный день. Впрочем, вместо того, чтобы поддаться апатии, участники дуэта используют психологическое айкидо и перенаправляют деструктивную энергию в оптимистичное русло.
Во “Flowerland“, как и в пластинке Brijean, пересеклось сразу несколько источников. Арт-поп Beach Boys и Stereolab, тропикалия и экзотика 70-х, а также пышный стиль Харуоми Хосоно становятся кирпичиками «страны цветов». У Pearl & The Oysters прекрасно получается не только строить мосты и наводить лоск на полувековые здания, но и бороться с первыми признаками сезонной депрессии.
Dos Santos – City of Mirrors
История “City of Mirrors” – ещё одно преодоление рамок, и здесь речь идёт не только о географии. Для многочисленных участников Dos Santos сама музыка служит способом побороть личные границы, своего рода коллективной медитацией. Их живые выступления — особый ритуал, и перенося его на физический формат, артисты стремились не растерять ни единого животворящего импульса.
LP создан посреди трагичного времени — пожалуй, именно этот факт напомнил его несокрушимым оптимизмом. Мотивы, которые зачастую встречаются в песнях Карибского бассейна, Колумбии или Бразилии, с лёгкостью сочетаются с современными приёмами в аккомпанементе. Отражая водоворот эпохи и его абсурдную энтропию, Dos Santos утверждают соническое единство как верное убежище.
Kondi Band – We Famous
Ещё один диалог культур, который показался нам особо ярким — сотрудничество Сорье Конди, Chief Boima и Will LV в рамках Kondi Band. Крайне интересно наблюдать, с каким уважением и постепенностью электроника растворяется в ритмах Сьерра-Леоне. Ламеллафон задаёт тон полиритмичным мотивам, которые способны раскачать любой европейский танцпол.
“We Famous” можно использовать как убедительный аргумент в пользу гипотезы, согласно которой вся современная танцевальная музыка чем-то обязана Африке. Играя на акустической перкуссии, Конди выстраивает цикличные конструкции с ямами и дропами, совсем как электронный продюсер. Возможность украсить вечеринку и не утратить культурной функции — редкий дар, которым наделены Kondi Band.
Reuben Vaun Smith – Sounds From The Workshop
Ещё один пример путешествия сквозь творчество пришёл к нам из британского Лидса. “Sounds From The Workshop” была написана на домашнем карантине и пробуждает в памяти воспоминания от летнего плавания вдоль южного побережья Испании. Каждый из 15 мечтательных инструменталов покрыт эффектным слоем загара и пропитан солёными средиземноморскими ветрами.
Смит и его команда (в которой участвуют брат и близкие друзья) раскрывают ликование LP порционно. Отдельные жанровые элементы вскоре объединяются в пёструю мешанину из фанка, хауса, дрим-попа, балеарики, психоделии и даже туарегского блюза. Всё ради аутентичной летней атмосферы, которая не столько походит на реальный курорт, сколько на мираж, сошедший с туристической открытки.
Fuga Ronto – Greatest Treasure
Дебютная пластинка швейцарцев Fuga Ronto словно затерялась в альтернативной хронологии. На “Greatest Treasure” можно услышать даб, диско, эмбиент и нью-вэйв — всё это на разных языках и с непременным винтажным шармом. В микс также попадают цитаты из кино и приключенческих фильмов — группа стремится устроить себе и своим слушателям самое незабываемое путешествие.
Экзотические ритмы у Fuga Ronto действуют сообща с прямым пульсом диско, а народная перкуссия — с синтетическим фанком. “Greatest Treasure” – ещё один яркий пример того, как из знакомых пляжей и променадов удаётся извлечь новый контекст. Впрочем, излишние культурологические размышления отвлекают от вечеринки — самое время скинуть с себя прагматизм и нырнуть в беззаботные воды музыки.