“Super Fly” Кёртиса Мэйфилда: летопись жестоких улиц

“Super Fly” Кёртиса Мэйфилда: летопись жестоких улиц

1 июля культовый саундтрек Кёртиса Мэйфилда “Super Fly” к одноимённой киноленте встретил полувековой юбилей. Эта музыка стала не просто идеальным аккомпанементом к одному из ключевых фильмов ранней эпохи блэксплотейшн-муви, но и ярким самостоятельным произведением, отразившим атмосферу афроамериканского общества 70-х со всеми его разительными контрастами. Столь знаменательная дата – весомый повод отправиться в творческую экскурсию в этот яркий мир, полный противоречий и опасности.

К тому моменту, как Мэйфилд начал работу над “Super Fly”, 30-летний композитор уже был видным представителем и фанка, и движения за гражданские свободы благодаря песням вроде “People Get Ready” и “This Is My Country”. Получив сценарий, Кёртис мгновенно включился в проект — режиссёр дал ему полную творческую свободу. Саундтрек должен был не только дополнять повествование и органично вписываться в него, но и рассказывать собственную историю, служа своеобразным комментарием со стороны.

Сюжет “Super Fly” – история Янгблада Приста, архетипичного торговца наркотиками из гетто. Со временем мы видим, как главный герой разочаровывается в своём деле и принимает решение сорвать последний куш, прежде чем навсегда выйти из игры. По сути, это своеобразный концептуальный антоним американской мечте, противоречивая правда, которая с одной стороны романтизирует преступность, с другой — предостерегает от бед, что она влечёт за собой.

Хотя сейчас нам кажется, что все возможные истории восхождения «из грязи в князи» давно рассказаны, в начале 70-х песни Мэйфилда были настоящей революцией; каждый, кто пытался пробиться и выживал в сложных жизненных обстоятельствах, мог найти себя в этой музыке. Кёртис, для которого криминальный мир далеко не был чужой розовой историей, на “Super Fly” получил редкую возможность изучить городскую жизнь, а также влияние наркотиков и преступности на жизнь в афроамериканских кварталах. Ещё одна заслуга музыканта — популяризация самого слова “fly” в значении «крутой, стильный, исключительный», любимого рэперами и R&B-артистами по сей день.

Попав в ту же волну, что и “Sweet Sweetback’s Baadasssss Song” Earth Wind and Fire, “Shaft” Айзека Хейза и “Trouble Man” Марвина Гэя, “Super Fly” стала зеркалом городских проблем. Мэйфилд мудро избегает того, чтобы уделять слишком много внимания непосредственно торговле наркотиками, вместо этого используя каждую песню, желая обозначить различные симптомы американской уличной чумы. Кроме того, Кёртис отказывается от всякого морализаторства, рассказывая всё, как есть, и любые извлечённые из пластинки уроки — результат умения проникнуть в головы персонажей.

Вступительная “Little Child Runnin’ Wild”, над которой композитор начал работать ещё до заказа — погоня в бешеном темпе, знакомящая слушателя с шаткими условиями жизни в гетто. И зловещая струнная секция, и фирменные пышные духовые предупреждают об угрозах, с которыми столкнутся герои как фильма, так и самой пластинки. Это краткая предыстория, объединяющая многие жанровые повествования: темнокожий парень, брошенный родителями на произвол судьбы, растёт в атмосфере нищеты и ненависти, постепенно набивая синяки и обтачивая зубы.

Что касается харизматичной “Pusherman”, здесь мы видим предтечу хип-хопа: соблазнительный грув, обсценный слэнг и глубокое погружение в криминальный мир. В ней дан бескомпромиссный взгляд на обольщение и принуждение, главные инструменты наркоторговца. Именно эту песню Мэйфилд и его группа The Curtis Mayfield Experience исполняют в самом фильме на сцене ночного клуба.

Главная же тема ленты – “Freddie’s Dead“, трагическая история одного из второстепенных героев, Толстяка Фредди — наркомана, которого Прист использует, чтобы успешно провернуть своё дело. Как признавался сам композитор, «Когда я читал сценарий, меня особенно глубоко тронула судьба Фредди. Друзья, партнёры, женщина — неприятности поджидали его со всех сторон. Даже если среди ваших знакомых нет сутенёров или наркоторговцев, вы наверняка встречали парочку Фредди».

Умения Мэйфилда создавать оркестровые аранжировки с прямым повествованием проявило себя в двух инструментальных композициях, “Junkie Chase” и “Think“. В свою очередь место для романтики нашлось в “Give Me Your Love (Love Song)“, которая аккомпанирует знаменитой полуобнажённой сцене в ванной Приста и его «главной подружки» Джорджии. Что касается монологов на отвлечённые от фильма темы, в “Eddie You Should Know Better” в центре внимания молодой темнокожий юноша, который ответил на любовь семьи и друзей нещадным желанием использовать всех вокруг в своих целях; “No Thing on Me” – противоположная история, где протагонисту удалось избежать лап наркотической мафии.

Бурный финал  ”Superfly” вмещает весь сюжет фильма в три с половиной минуты, попутно передавая привет Джеймсу Брауна и Айзеку Хэйсу. Впрочем, если тема из «Шафта» – отражение бравады и внутренней силы, здесь Мэйфилд не изменяет своему более амбивалентному повествованию. Это мгновенно узнаваемая мелодия, которая развенчивает миф о быстром успехе, стремительных машинах, шикарных любовницах и бесконечных деньгах.

Мэйфилд неоднократно возвращался к жанру блэксплойтейшн, но “Super Fly” так и осталась вершиной его кинокомпозиции. Во многом причиной тому идейная глубина, которую Кёртис прочитал безошибочно: «Несмотря на то, чем Прист зарабатывал на жизнь, меня в нём впечатлило желание выбраться. Всё встаёт на свои места, когда вы понимаете, что он просто крошечная рыбёшка в огромном океане. Фильм позволил мне лирически рассказать о том, как эти крутые люди ведут себя на самом деле. Я хотел передать всё по-настоящему».