Японский музыкальный андеграунд восьмидесятых был чрезвычайно пёстрым и насыщенным: появлялось всё больше площадок для выступлений, росло число записей на независимых лейблах — всё это касалось и панк-сцены. G.I.S.M, Gauze, The Stalin – вот лишь немногие из команд, ответственных за знакомство японской молодёжи восьмидесятых с панк-звучанием. Их сближала тяга к хаосу и разрушению — подобные процессы пережил и американский хардкор-панк. В основе их музыки лежали быстрые, жёсткие и грязные риффы. Зачастую их живые выступления включали наготу, нигилизм и насилие.
Но среди пионеров японского панка была и ещё одна группа, участницы которой пренебрегли дорогой поп-идолов ради свободы выбора — OXZ (произносится как окс-зед), состоявшая из трёх девушек, Мики (вокал/гитара), Хикко (бас) и Эмико (ударные). Они стали первой полностью женской панк-группой в Японии и первым камнем в огород сторонников патриархата.
OXZ были основаны в Осаке в 1981 году. Мика и Хикко вместе посещали университет. Однажды на концерте они пересеклись с Эмико и осознали, что имеют общее желание играть в панк-группе. Однако, на тот момент для девушек считалось чем-то неслыханным получать удовольствие от настолько агрессивного стиля. Хотя дамы и играли в университетских кавер-группах, им редко удавалось заходить дальше учебной самодеятельности, и в том, что касалось написания и исполнения собственного оригинального материала, их руки были практически связаны – тем более в эпоху бэби-бума. Женщине было непозволительно променять идеал семейной домохозяйки на вид, стиль жизни и идеалы панк-рока.
Глядя на их пышные, крашенные причёски, драматичный макияж и мрачные названия песен, можно принять OXZ за готов. И хотя в их музыке, безусловно, чувствуется влияние пост-панка, в целом они слишком экспериментальны для условных жанровых тэгов. Описывая их появление, музыкальный историк Кейто Дэвид Хопкинс (Kato David Hopkins) рассказывает, что «на тот момент на андеграундной музыкальной сцене женщин можно было пересчитать по пальцам, и никто из них не одевался как панк, не красил волосы и не проявлял интерес к отстранённости от общественных идеалов. Так что когда в 1981 году Хикко, Мика и Эмико впервые выступили как OXZ, они произвели эффект разорвавшейся бомбы.»
Сцена западного Кансай-сити в Осаке отличалась большей широтой взглядов, нежели панк-сцена Токио, так что шансы трёх девушек, чья интуитивная музыка основана скорее на принципах жёсткой свободы и агрессии, нежели на чётких жанровых отсылках, были выше, а возможности — шире. Тем не менее, со слов самих участниц коллектива, «были метал-группы, хардкор-панк, авангард, нойз, нью-вэйв и вижуал-кей, и все они появились одновременно. Мы часто выступали с другими панк-группами, но не чувствовали себя абсолютно комфортно. В музыкальном смысле мы казались себе аутсайдерами и не думали, что наша музыка интересна людям. » Несмотря на это, участницы получали удовольствие от совместной игры, описывая свои отношения как сёстры и самые близкие друзья.
Существование группы продлилось до 1989 года: как говорит Эмико, «наша музыка становилась всё сложнее, мы сочетали всё больше жанров, переменных ритмов и прочего. Хикко не хотелось продожать, а нам с Микой не хотелось продолжать OXZ без неё.» В дальнейшем оставшиеся участницы коллектива играли в группе Playmate, распавшейся вслед за переездом ударницы в Париж и выпустившей запись на экспериментальном лейбле Alchemy Records, и ещё одну — на лейбле Кейто Дэвида Хопкинса. Сейчас Мика играет в группе Bluedie. Эмико же обладает чрезвычайно богатым резюме, успев поработать с Рианной, Fantazio, Acid Mothers Temple, Ёсихидэ Отомо (Yoshihide Otomo), Les Elles, Urban Sax и актёром Ёси Оидой (Yoshi Oida) и по-прежнему поддерживая собственные проекты.
В качестве творческих вдохновителей OXZ называют Siouxsie and the Banshees, Патти Смит, The Clash, Sex Pistols, The Damned, Led Zeppelin и коллективы японских сверстников. Их музыка была мрачной, бас и ударные доминировали, гитара была цепкой и угловатой — иными словами, нечто немного большее, чем просто панк. Отчасти группа напоминает Raincoats, гордо носящих звание музыки для своих, музыки сестринства. «[Когда мы начали играть,] у нас на уме не было определённых музыкальных стилей, но в какой-то момент мы стали больше тяготеть к блюзу и необычной ритмике.» Группа выпустила несколько EP – самоозаглавленный OXZ (1984), Fall In The Night (1985), And Blue and Bleed (1987) и совместную работу с Gyoza Daioh and Yōran, которую раздавали бесплатно во время концерта в Night Gallery Records, где выступали все три коллектива.
Все эти записи (и даже больше) вошли в дискографию Along Ago: 1981-1989, недавно вышедшую на американском лейбле Captured Tracks и позволяющую оценить широту диапазона OXZ: заедающая в голове “Boy Boy”, близкая к нью-вэйву, две версии энергичной и контрастной «Etranger», наполненная драйвом и романтизмом «Touching My Heart». Со слов участниц, «[Нашими] основными лирическими мотивами были борьба с авторитаризмом, борьба в одиночку против целого мира, и похоже, что люди нас не понимали. Наша музыка воздействовала на них, однако мы не могли быть популярной панк-группой, Но те, кто любил наши песни, приходили на каждый концерт.» Благодаря данной антологии, у широкого слушателя наконец появилась возможность заполнить важную страницу в истории японского панка, пропитанную борьбой за свободу и за право исполнять любимую музыку вне зависимости от предрассудков.
Статья подготовлена на основе материалов изданий:
Japan Vibe, Bandcamp Daily, i-D.
Перевод, редактура: Григорий Зингер