Крейтдиггинг: One Dove – Morning Dove White (1993)

Крейтдиггинг: One Dove – Morning Dove White (1993)

Турбулентное начало 90-х нашло прямое отражение в британской музыкальной культуре: стены между роком и танцевальной музыкой рушились, рейв и хип-хоп проникали в массовую культуру, диктуя новые порядки. Шотландское трио One Dove служило одним из ярких примеров стилистической энтропии, впитывая элементы балеарского танца, ямайского даба, психоделики и инди-рока. Хотя звучание группы предвосхитило волну соблазнительного электропопа с женским вокалом в той же мере, как и ряд ранних композиций Massive Attack, её полёт был крайне недолговечен, а её наследие до сих пор остаётся лакомством для избранных.

В состав One Dove входили Джим Макнайвен, известный своей игрой в Altered Images, Иэн Кармайкл, создатель студии Toad Hall и ещё один активный представитель музыкальной сцены Глазго, а также юная вокалистка Дот Эллисон, ради группы оставившая химический факультет. В октябре 1991 года One Dove записали дебютный сингл “Fallen”, в кратчайшие сроки ставший клубным хитом. На коллектив обратил внимание именитый продюсер Эндрю Уэзеролл, один из пионеров эйсид-хауса, который на то время был погружён в работу над “Screamadelica“, третьим лонгплеем Primal Scream.

Первый же совместный трек One Dove и Уэзеролла обернулся коммерческим фиаско. Хотя опубликованная в 1992 году на Junior Boy’s Own версия “Fallen” привлекла внимание британской прессы, через неделю её пришлось снять с продажи после иска от представителей Supertramp — в аранжировке без предварительной договорённости был использован их сэмпл на губной гармонике. Впрочем, второй сингл “Transient Truth”, наполненный нескончаемой дабовой реверберацией, подогрел публичный интерес.

На тот момент One Dove по-прежнему оставались ориентированными на клубное звучание — после того, как права на Junior Boy’s Own перешли к London Records, новые владельцы предприняли попытку адаптировать музыку коллектива к радиоформату. Результатом такого подхода стал ремикс следующего сингла “White Love” за авторством именитого Стивена Хэйга, среди прочих работавшего с New Order, Pet Shop Boys и Erasure. Его интерпретация принесла группе больше публичности и лестные сравнения с актуальным электропопом вроде Saint Etienne, в то же время став поводом для противоречий с лейблом.

Дебютный (и единственный) альбом шотландцев “Morning Dove White был запланирован ещё на 1992 год — впрочем, London Records активно стремились навязать музыкантам собственное видение, что привело к затянувшимся на год спорам и поискам компромисса. Решение было найдено лишь когда группа получила возможность присутствовать при создании Хэйгом адаптированных для радио миксов. Опыт Уэзеролла стал определяющим фактором итогового звучания – “Morning Dove White” хранит те же ощущения клубной эйфории и дух нестабильного времени, что и “Screamadelica”, но делает это с меньшей рок-импульсивностью в пользу утончённости и изящества.

Ремикс “Fallen” 1992 года открывает пластинку на соблазнительной ноте, совмещая блаженство синтетических гармоний и полушёпот Дот с тембральной и ритмической изобретательностью Primal Scream. Идущая следом “White Love” (Guitar Paradise Mix) отталкивается от протяжного, перегруженного гитарного звука, ясно давая слушателю понять, что перед ним нечто большее, чем очередная модная пластинка. Первые два трека суммарно занимают почти 18 минут, напоминая о клубном прошлом One Dove – впрочем, вариативность и экспериментальный характер аранжировок сполна оправдывают их длительность.

Третья композиция “Breakdown” пересекает ритмы фанка и даба с лёгким влиянием Вана Моррисона, объединяя лирическую меланхолию с беззаботным атмосферным битом. “There Goes The Cure” и “Sirens” – две медитативные и туманные экскурсии в мир созерцательного блаженства, где вдохновлённые Брайаном Ино объёмные гармонии сочетаются с приглушённой ритмикой. ХрупкаяMy Friend” существует на стыке экзотики, Primal Scream и басовых риффов Джа Воббла, одного из основателей Public Image Ltd.

Дабовое и спиритическое начало берут верх в “Transient Truth” – восьмиминутном эпосе, наполненным восточными тембрами и мелодиями, а также хранящим уважение к продюсерским приёмам King Tubby. Дот Эллисон подкрепляет туманность микса светлым вокализом, который служит важным элементом в построении «стены звука». Пластинку завершает “Why Don’t You Take Me?”, искренняя поп-баллада, завёрнутая под многослойное покрывало реверберации и сочетающая гармоническую сладость с панорамной загадочностью.

Нежелание One Dove терять индивидуальность в угоду коммерции привело к предсказуемому итогу — проект распался в 1996 году, во время записи второго альбома. Элиссон продолжила карьеру сольно — её голос можно услышать в ряде композиций Death in Vegas (включая знаменитую “Dirge”), Massive Attack, Arab Strap и других коллективов. Несмотря на то, что группа так и не добилась заслуженного признания, “Morning Dove White” по сей день служит эффектным примером электропоп-изобретательности ранних 90-х, чья загадочность с годами освещает неординарный художественный почерк ещё ярче.