За свою яркую творческую карьеру Алан Вега, один из основателей дуэта Suicide, оставил внушительное количество неизданных записей и архивных материалов. Лейбл Sacred Bones и вдова исполнителя Лиз Ламер обращаются к его наследию в рамках масштабной кампании «Vega Vault». Её первым релизом стал альбом “Mutabor”, записанный в Нью-Йорке с 1996 по 1998 год — публикация сопровождается видео “Nike Soldier”, снятым Жаклин Кастель.
Алан Вега остался в музыкальной истории как смелый первооткрыватель, повлиявший на развитие панка, индастриала и электронной музыки. Впрочем, ещё до того, как обрести культовый статус, он был известен как ярый нонконформист, одно появление которого на сцене порождало хаос и насилие. Сама музыка дуэта Suicide, сочетавшая чеканку драм-машины, искорёженный тембр органа Farfisa и экспрессивный вокал на грани художественности и помешательства, была куда прогрессивнее панк-аудитории, привыкшей к шаблонному мышлению.
В 1980 году Вега выпустил самоозаглавленный дебют — особый успех на нём имела композиция “Jukebox Babe”, которая послужила импульсом для контракта с Elektra Records. Записав ещё 2 пластинки, “Collision Drive” и легендарную “Saturn Strip”, Алан принял решение освободиться от коммерческих оков и возвратился к студийным экспериментам. Кульминацией его индивидуального художественного видения стала пластинка “It” 2017 года, вышедшая уже посмертно.
Альбом “Mutabor”, ставший 12-м в сольной дискографии Веги — свидетельство особо продуктивного творческого периода. Закончив с одним проектом, музыкант в тот же миг принимался за следующий, ставя звуковые исследования на порядок выше публикации. Сырые записи с сессий “Mutabor” были обнаружены Лиз Ламер, а также Джаредом Арто из The Vacant Lots спустя почти четверть века.
В то время Алан особенно вдохновлялся улицами Нью-Йорка. Это касалось не только стремительно развивавшейся сцены хип-хопа Восточного побережья, но и самих звуков окружающей среды: автомобильного шума, полицейских сирен, индустриального лязга и какофонии городского быта. Особый шарм пластинке придают безошибочно узнаваемый вокал с протяжным эхо, в котором проявляется яркая личность Веги, а также тотальная стилистическая энтропия.
“Mutabor” наполнен противоречий и вызывающих контрастов, смешивая ощущение надвигающегося апокалипсиса и нарочито грязную фактуру с утончённой эстетикой. В композиции “Fist” соединяются лишённый всяких эмоций бит прямиком из раннего хип-хопа, многослойный синтетический гул и настойчивый призыв «уничтожить доминаторов». “Muscles” сочетает синкопированную ритмику и пространную, атональную атмосферу с утробным рыком в лучших традициях Игги Попа, “Samurai” противопоставляет безмятежную клавишную балладу электронному шуму и мрачным, пугающим размышлениям, а заключительная “Breath” подобна галлюциногенному трипу, где ангельские гармонии рассыпаются в пыль о стену хищного шума.
Джаред Арто признавался, что Вега служил ему и его группе непререкаемым авторитетом. Как добавил музыкант, «Mutabor заполняет пробел между прошлым и будущим. Мы верим, что если бы Алан застал выход своего потерянного альбома, он бы по-настоящему гордился. Многие факты свидетельствуют о том, что сейчас его музыка нужна как никогда».