Мудрость и экспрессия: 10 ключевых работ Фэроу Сандерса

Мудрость и экспрессия: 10 ключевых работ Фэроу Сандерса

Будучи одним из пионеров фри-джаза, Фэроу Сандерс оставил после себя фантастическое наследие. На старте карьеры джазмен трудился плечом к плечу с Джоном Колтрейном, Sun Ra и Доном Черри; впитав их лучшие черты, Фэроу прошёл почти 60-летний маршрут духовного становления, увенчав свою корону феноменальным сотрудничеством с Floating Points. В качестве лидера Сандерс выпустил более 30 альбомов, а количество LP с его участием близится к сотне.

Впервые саксофонист заявил о себе в Нью-Йорке благодаря характерной, агрессивной манере исполнения, ориентированной на Колтрейна – как говорил коллега Альберт Эйлер, “Трейн был отцом, Фэроу – сыном, а я – Святым Духом”. Но за десятилетия, прошедшие после ранних записей, Сандерс превратился в куда более многогранного композитора и исполнителя – его экспрессионизм обрёл изящные формы под влиянием мистических и религиозных концепций со всех концов света. В годовщину ухода музыканта в мир иной, Underrated предлагает читателям ступить на борт своей баржи, чтобы вместе проплыть путь расцвета дара Фэроу, долгий и витиеватый, будто сам Нил.

Pharoah Sanders – Tauhid

Хотя до Tauhid Сандерс успел дебютировать с Pharaoh Sanders Quintet, его личное джазовое видение, вдохновлённое связью с великим Колтрейном, впервые полноценно манифестировало себя в первой пластинке для Impulse Records. Духовность здесь начинается с заголовка, исламского догмата о единобожии – впрочем, музыка Фэроу выходит за рамки строгой религиозности точно так же, как она преодолевает искусственные ограничения джаза. LP впервые представляет Сандерса как лидера, способного достоверно объяснить своё видение единомышленникам.

Вступительная “Upper Egypt & Lower Egypt” никуда не торопится: прежде, чем мы слышим слоновий рёв саксофона, напоминающий библейский шофар, проходит 11 с лишним минут, первые 9 из которых – мягкая презентация сеттинга. Игра “Tauhid” на контрастах стала отличительной чертой Фэроу: турбулентный старт заключительной “Medley” совершенно противоположен промежуточной “Japan”, слегка устаревшей, но не растерявшей искренности. Основной постулат этого манифеста – преобладание эмоциональности над нотной грамотой.

Pharoah Sanders – Karma

Самый знаменитый альбом Сандерса, прежде всего благодаря получасовому эпосу “The Creator Has a Master Plan”. Здесь мы впервые слышим телепатическую синергию Фэроу с вокалистом Леоном Томасом и клавишником Лонни Листоном Смитом. Эта пластинка более доступна, чем опыты саксофониста в ансамбле Колтрейна или “Tauhid”, и ещё сильнее зависит от мастерского группового взаимодействия.

Расширенные свободные разделы “The Creator Has a Master Plan” отличают характерные для Сандерса передув и мультифонии, что позволяли ему добиться первородного, визжащего звука. Выделяется и экзотическое сопровождение: сочетание валторны и флейты придаёт записи практически оркестровый оттенок – подобное нечасто встретишь в джазе. Внезапные, неистовые взрывы уравновешены медитативной лёгкостью, а запоминающаяся мелодия, подобная мантре, позволила композиции прорваться на FM-радиостанции – это редчайшее достижение для джазового авангарда.

Pharoah Sanders – Deaf Dumb Blind (Summun Bukmun Umyun)

Духовность в музыке Фэроу особенна: в ней нет ни излишне абстрактной экстатичности, ни притупляющей отрешённости. Отличным доказательством служит “Deaf Dumb Blind”, которая в равной мере зависит от африканской и латиноамериканской культур, ислама и древних языческих религий. Сандерс не порывает с вольным духом “Ascension” Колтрейна, но усмиряет его и подчиняет своей воле.

Особенно стоит упомянуть звёздный ансамбль, настоящую нью-йоркскую супергруппу образца 1970-го. К верному соратнику Смиту присоединяются Гэри Бартц, Вуди Шоу, Сесил Макби и Клиффорд Джарвис – все они утончённо очерчивают контуры для Сандерса, избравшего для этой записи сопрано-саксофон. Элементы фри-джаза здесь лишены отталкивающей атональной экзальтированности, а мелодичная фразировка достигает абсолютного симбиоза с феноменальной перкуссией.

Pharoah Sanders – Thembi

Эта пластинка фундаментально отличается от предшественниц сразу по нескольким причинам. Здесь Фэроу отошёл от привычных затяжных мистерий в пользу относительно лаконичных идей, а также избрал инструментальную вариативность: Сандерс играет на теноровом, альтовом и сопрано-саксофонах, а также на балафоне, мелкой перкуссии и коровьем роге. На “Thembi” Смит в последний раз составляет ему компанию; примечательно, что это его проба пера за электронными клавишами.

Если “Astral Traveling” – мерцающее созерцание под волны родеса, старт “Red, Black & Green” – оглушительный рёв, совсем не похожий на умеренность “Deaf Dumb Blind”. Возможно, пластинке недостаёт целостности, но её с лихвой компенсирует уверенность и концептуальная свежесть. Лучший вариант, чтобы рассмотреть талант Фэроу со всех возможных ракурсов.

Pharoah Sanders – Black Unity

“Black Unity” смело можно считать вершиной афроцентризма в дискографии Сандерса. Духовность отступает на второй план, оставляя вдоволь места для драйва и манифестационного самовыражения. Позабыв о всякой преждевременной подготовке, Сандерс отдаёт предпочтение трансцендентной музыке, которая стремительно несётся к самым истокам человеческой цивилизации.

Фэроу был столь сфокусирован на истории чёрного грува и значении памяти, что растянул титульную композицию на обе стороны. LP задействует сразу двух контрабасистов, что позволяет ансамблю Сандерса достичь завораживающей глубины. Виртуозность на “Black Unity” не играет никакой роли – это монумент свободе и драматизму.

Pharoah Sanders – Pharoah

В 1975 году Сандерс покинул Impulse, сменивший руководство, и отправился в скитания по различным лейблам. Одной из остановок была India Navigation, где у саксофониста сразу же начались недопонимания с продюсером Бобом Камминсом. Апогеем их разногласий стала пластинка с на редкость разношёрстным составом музыкантов: на студии присутствовали гитарист Тисиджи Муньос, ставший впоследствии духовным гуру, органист Клифтон “Джиггс” Чейз, который со временем бросил джаз и прославился как соавтор “The Message” Grandmaster Flash and the Furious Five, и Бедрия Сандерс, жена фронтмена и классическая пианистка – на “Pharoah” она играет на фисгармонии, инструменте, который никогда не видела прежде.

Наиболее знаменита 20-минутная “Harvest Time” (порой по ошибке так называют всю пластинку), цикл утонченных, звенящих вариаций на 2 аккорда. Аккомпанемент сдержан, размыт и не позволяет себе лишних шагов, ударные отсутствуют, перкуссия еле заметна, а фисгармония обеспечивает гладкий фон, подобный речному штилю. Сам Сандерс также отдаёт предпочтение чувственной, утончённой манере исполнения, делясь пророческой мыслью об интонациях, что окрасят его поздние записи.

Pharoah Sanders – Journey To The One

Фэроу не удавалось найти своё место до 79-го, но череду неудач прервало знакомство с Theresa, где мастер провёл дальнейшие 7 лет. “Journey To The One” представила его дар новому, молодому поколению джазовых энтузиастов в эпоху, когда жанр полностью утратил былую массовость. Ключевая идея, которую критики вынесли из LP, такова: даже если Сандерс выбирает мягкость, линейность и мелодичность, где-то на глубине сокрыта его первородная мощь.

Двойная пластинка была записана при участии клавишника-виртуоза Джона Хикса и блестящего ударника Идриса Мухаммада – они стали постоянными партнёрами Фэроу в 80-е. В итоговый треклист вошёл кавер на “After the Rain” Колтрейна – это первый, но далеко не последний раз, когда Сандерс воздаёт почести великому соратнику. Ещё одна изюминка LP – оптимистичная “You’ve Got To Have Freedom”, ставшая обязательной частью его живых выступлений.

Pharoah Sanders – Africa

С той же самой композиции, но в 10-минутном варианте и квартетном исполнении, стартует “Africa”, первая пластинка после Theresa. LP был записан в Нидерландах во время гастрольного тура – отсюда и сдержанность аранжировок. Отсутствие привычных для саксофониста полиинструментальных орнаментов не мешает Сандерсу, Хиксу, Мухаммаду и басисту Кёртису Ланди поддерживать энергию на должном уровне.

Здесь Фэроу как никогда близок к Колтрейну, а в роли дежурного кавера – нежная баллада “Naima”. Пышные, абразивные соло ранних лет уступили место лёгкому, мелодически вдохновенному подходу, не лишив артиста характерного очарования. Кроме того, “Africa” в большей степени ориентирована на песенную форму; особенно хороша авторская версия джазового стандарта “Speak Low”.

Pharoah Sanders – Message From Home

К середине 90-х Сандерс нашёл общий язык со столь же именитым Биллом Ласвеллом. И хотя порой их кроссовер кажется застрявшим в своей эпохе (басист вернулся к доцифровому авант-фанку, а саксофонист в основном функционирует в режиме Thembi), в иные моменты наблюдать за их синергией – одно удовольствие. Столь же любопытен диалог между постоянными участниками ансамблей Ласвелла и Сандерса.

Дух Африки превалирует и здесь, но также присутствуют нетипичные для Фэроу элементы, такие как грув хип-хопа во вступительной “Our Roots (Began In Africa)”. Особая магия начинается там, где тенор-саксофон проникает в экстатические панафриканские ритмы (например, в “Tomoki”). Отдельного уважения заслуживает виртуоз Фодай Муса Сусо, чья кора украшает “Kumba”.

Floating Points, Pharoah Sanders & The London Symphony Orchestra – Promises

В новом веке казалось, что вершины карьеры Сандерса уже давно позади; к тому же, вклад в джазовый канон, сделанный саксофонистом, и без того выглядел крайне внушительно. Но желая зажечь один последний факел, Фэроу объединил силы с Сэмом Шепардом, более известным как  Floating Points, и Лондонским симфоническим оркестром под управлением сэра Саймона Рэттла. Итогом громкого сотрудничества стала 46-минутная сюита, где миры джаза, электроники и академической композиции соединяются в одну красочную, нежную мультивселенную.

Никакого стремления вызвать в памяти аналогии с каталогом Сандерса здесь нет – он не ищет, но наблюдает за великолепием пейзажа, сопровождая мягкими репликами мерцание клавиш Шепарда. Лишь по мере движения вглубь этой реальности, его саксофон начинает звучать активнее и плотнее – и всё же, Фэроу не позволяет тревоге взять над собой контроль. Финал “Promises” не даёт разрешения сладостной меланхолии, что пропитывает цикл, вместо этого напоминая слушателю: миг, отведённый нам на Земле, короток и прекрасен, и в погоне за всё более дорогостоящими удовольствиями, его так легко выпустить из рук.