Бросая пару последних взглядов на прошедший год в индустрии, редакция Underrated спешит порадовать своих читателей подборкой из 23 альбомов, незаслуженно обделённых вниманием в прошлом. Заявляем без преувеличения: в этой коллекции найдётся своя пластинка для любого уважающего себя меломана. Новые надежды дрим-попа и слоукора, концентрированные бит-тэйпы, промышленное эхо Бристоля и идейное переосмысление байле-фанка – вот лишь некоторые из наших остановок.
Gezan with Million Wish Collective – あのち(Anochi)
В поисках самых странных и непринуждённых примеров нового искусства Япония всегда выручает — встречайте хаотичный, непредсказуемый коллаб Gezan и Million Wish Collective. Этот альбом напоминает о 90-х, когда жители архипелага возродили малопопулярный в Европе дзёль, и эклектичности в “Anochi” не меньше. Две черты, что сразу же бросаются в глаза — плотный, почти кислотный прог-роковый микс с этническими вкраплениями и монументальные хоровые партии на грани Geinoh Yamashirogumi. В этот и без того перенасыщенный котёл японцы подбрасывают то джаз-фьюжн, то даб, то пост-хардкор — любители неочевидных слияний останутся в восторге.
Zanias – Chrysalis
Отчасти третий альбом Элисон Льюис намекает на золотые годы 4AD и Cocteau Twins, но певице удаётся избежать ловушки, в которую попадают многие подражатели. Дело в том, что её дрим-поп помножен на густые ударные из дарквейва и окутан эфирными, прерывистыми напевами. На контрасте с приземлённой ритмикой и сверхдетальными синтами, голос Zanias звучит ещё более властно и возвышенно. Кроме того, “Chrysalis” можно считать хрестоматийным образцом того, как, целиком руководствуясь поп-установками, не растерять андеграундного несовершенства.
Kahn & Neek – Lupus et Ursus
“Lupus et Ursus” – привет из мрачного Бристоля, эпицентра оригинального дабстеп-звучания и не менее значимой точки для UK-грайма. Вместо того, чтобы опираться на гулкие танцевальные дабплейты, Kahn & Neek зачастую предпочитают дымные IMAX-пейзажи, что комфортно избавляются от избитых ритмов. И всё же, не скажешь, что дуэт оперирует в тотальном вакууме: шатающийся халф-степ порой сближает лонгплей с коллегами по британскому басовому цеху, как и обилие аутентичных MC вроде Flowdan и Mez. Представьте общее пространство между массивностью The Bug, нуаром Massive Attack и грязными, индустриальными битами с Hakuna Kulala, и примерно поймёте, чего ждать от LP.
Ehla – Pause
Пару лет назад мы танцевали до упаду вместе с Кларой Лучани — на этот раз отличилась её старшая сестра Лея. Воспитанная отцом на Motown, Ehla в подростковом возрасте открыла для себя R&B через Brandy, Aaliyah, Алишу Кис, но прежде всего, благодаря француженке Офелии Уинтер. Несмотря на этот богатый список, ревайвала на “Pause” немного: совместно с трио продюсеров, Лея накладывает актуальные поп-приёмы (например, вернувшийся в обиход ту-степ) на логические задумки из 90-х. Идея LP универсальна и беспроигрышна: мы постоянно гоним 200 по встречной, намереваясь присвоить себе каждый миг, тогда как порой достаточно лечь на спину и довериться воле течения.
The Allergies – Tear The Place Up
Взрывная энергия The Allergies с годами не угасает — перед нами великолепный образец бит-пластинки, направленной не на стиль, а на вайб. Эффективный классический хип-хоп на “Tear The Place Up” слит с хаусом, брейкбитом, динамичными соул-селекциями и бесценным архивным вокалом. Кроме того, с разрешения правообладателей, дуэт использовал голоса легенды блюза Хаунд-Дога Тейлора, посла афробита Деле Сосими и магистра рутс-реггей Джуниора Дельгадо. Словно Avalanches или Pharcyde (кстати, Бути Браун тоже заглянул на LP), The Allergies собрали из сотен осколков ловкий фанковый коллаж.
Soft Power – Raw Bites
Хотя мы частенько сталкиваемся с финским джазом, лишь изредка соседи балуют нас качественным прог-фьюжном; Soft Power – достойное исключение. Согласно названию, “Raw Bites” похожа на череду свежих импровизаций поверх пышных заготовок в стиле поздних 60-х. Саксофонный дуэт, само собой, в центре внимания, но у Soft Power больше общего с творчеством Pärson Sound, пьесами Габора Сабо и даже The Doors, чем с условным Колтрейном. Гармонически LP не сулит открытий, но наблюдать, как раскрывается синергия ансамбля в сдержанном сеттинге — огромное удовольствие.
Helena Deland – Goodnight Summerland
Можно считать “Goodnight Summerland” духовной преемницей “songs” Адрианны Ленкер — перед нами такой же трогательный и осязаемый альбом. Хелена Деланд на наших глазах прошла по тропе инди-рока и поп-авангарда, по пути успев даже записать фит с JPEGMAFIA; ей второй лонгплей отбрасывает лишнее, выбирая акустический фолк с редкими инструментальными вставками. Смена декораций однозначно пошла на пользу вокальным замыслам артистки: её интроспективные многоголосия — визитная карточка LP. Что касается лирики, Хелена борется с осознанием бренности всего живого, в конце концов осознавая: “Если я собрала всех вас здесь, время не потрачено впустую”.
DJ RaMeMes – Sem Limites
Возможно, у вас уже есть представление о том, как должен звучать байле-фанк — готовьтесь перевернуть его на 180 градусов. Бразилец DJ RaMeMes недаром носит звание “разрушителя фанка”: “Sem Limites” оставляет от изначальных жанровых структур разве что пару инсайд-мемов и похотливую читку с самого дна фавелл. В остальном пластинкой правит хаос: темп обычно ускорен до хардкорных 170BPM, а ритмы кариоки разбавлены клубной деконструкцией и UK-бэйсом. Минимум интеллекта, максимум телесности и моментального движения — под этим девизом полчаса с DJ RaMeMes пролетают за 5 минут.
metaroom – Oxidized Archive
А вот ещё один образец самобытного, чудаковатого веселья, где жажда жизни бьёт ключом — творение калифорнийца metaroom. Маниакальные замыслы Oxidized Archive берут понемногу у Iglooghost, Hudson Mohawke и японского футворка — вроде того, что нам предлагал foodman. Можно уличить пластинку в ностальгии: фьюче-бэйс, столь часто используемый продюсером как основа, слегка растерял фактор новизны за десятилетие. Но на деле, реминисценции LP уносят немного глубже — во времена аркадных автоматов Sega, когда мир казался чуть более обнадёживающим.
DJ Danifox – Ansiedade
Пока DJ RaMeMes перекраивает на иной лад бразильскую музыку улиц, команда из Лиссабона Tia Maria Produções делает нечто похожее с ангольскими кудуро и тарашиньей. Из достижений членов квартета выделим “Ansielade” от DJ Danifox, дальновидный, воздушный и грувовый LP. Сочетание синкоп и меланхолии роднит его с треками Florentino и DJ Python, но у португальца больше перкуссионной непринуждённости, скорее взятой из народа, чем у других асов DAW. Глубины запись тоже не лишена: к примеру, “Robert Johnson” вдохновлена судьбой одноимённой легенды блюза, человека, что по слухам, продал душу дьяволу за свой талант.
Fairytale – Shooting Star
Вот уже 4 года шведы Fairytale добиваются уникального панк-звучания, где бесплотность и хаотичность имеют равные права. Саунд команды полагается на родную традицию (например, Refused), шумовые опыты Nausea из Нью-Йорка, а порой — на абсолютную энтропию в духе Lightning Bolt. Расфокусированные, сверхскоростные ударные и хриплые гитары подобны орде демонов; в это время фронтвумэн мечется между яростным хрипом и боевыми лозунгами. Недостаток нон-конформистской сырости и протеста в вашей жизни эти ребята восполнят с лихвой.
Chasms – Glimpse of Heaven
Сняв два слоя реверберации, на третьем LP Джесси Лабрадор предпочитает более контрастные, интимные моменты. Раньше в песнях Chasms можно было уловить нотки пост-панка, даба и шугейза; теперь же певице ближе холодный арт-поп и трип-хоп в его пост-миленниальной итерации. Важно и использование гулких дабовых прогрессий — в этом плане Chasms кажется прямой наследницей Massive Attack. Сколько бы скорби не было сокрыто в “Glimpse of Heaven”, от Джесси не ждёшь никакого коварства — его место занимает томительная рефлексия.
TEKE::TEKE — Hagata
Родившись как своего рода трибьют гитаристу Такеси Тераути, за 5 лет TEKE::TEKE доказали своё право называться чем-то большим. Сперва группа достигла органического синтеза японских традиций и рок-психоделии 60-х; теперь же представители Монреаля беззастенчиво пробуют новые гитарно-ориентированные приёмы. В семиминутном эпосе “Kaikijyu” дело доходит до хард-рока, а в зажигательной “Hoppe” – до панка практически на уровне Black Flag. А если вы (как и мы) пропустили дебют “Shirushi” два года назад, игра Юки Исами на флейте синобуэ покажется очень креативным решением.
Scotch Rolex & Shackleton – Death By Tickling
Британец Shackleton встречает творческую ровню в лице японского продюсера Scotch Rolex, даря нам одну из своих самых доступных пластинок за долгие годы. Тяжёлые, пьянящие джемы первого на стыке бэйса и даба органично сочетаются с открытым подходом второго к композиции, обретённым за время сотрудничества с афрофутуристичными Hakuna Kulala. Здесь полно ручной перкуссии, что заполняет всякое пустое пространство, а также басовых волн, накатывающих из динамиков без всякого предупреждения. Хаос по-прежнему увлекает обоих артистов, но “Death By Tickling” скорее о том, как организовать его, а не адаптироваться.
Blockhead – The Aux
В 2023-м мы просто не можем перестать говорить про Билли Вудса; конечно, экстраординарный продюсер Blockhead – главный герой “The Aux”, но на этот раз знаменосец экспериментального рэп-андеграунда стал его сопродюсером и помог с курированием гостевых MC. Итогом коллективных трудов стал дайджест актуального инди-рэпа, где можно повстречать добрую половину сцены от Дэнни Брауна до The Koreatown Oddity. Большинство треков опираются на хорошо знакомый бум-бэп с экзотическим сэмплингом, но находятся и безударные монологи, и оптимистичный фанк, и даже немного клауд-трэпа. Если упростить, перед нами убедительный шоукейс разных эпох рэп-продакшна, где вам вряд ли угодит каждый трек, но парочка — наверняка.
Ohzora Kimishima – no public sounds
Многие артисты, решившиеся на инди-эксперименты, жертвуют частью музыкальности ради новизны, но только не Озора Кимисима. Его звук похож то на джаз, то на гранж, то на электронные коллажи — добавьте андрогинный, полушепчущий вокал и заверните всё в хрустящий слой лоу-фая. Несмотря на сложность и самоиронию аранжировок, “no public sounds” остаётся очень сбалансированным и на удивление узнаваемым опытом до самого конца. Всё дело в той напряжённой, пробивной эмоциональности, с которой Кимисима стремится навстречу публике — особенно в роскошном финале.
Ozmotic, Fennesz – Senzatempo
Участники итальянского дуэта Ozmotic и австрийский ветеран-экспериментатор Fennesz воспользовались карантином на все сто, протянув друг другу руки через пол-Европы. Это не первая совместная работа трио, так что взаимодействие стало ещё тоньше, а аудиальные гранулы — мельче. Отчасти “Senzatempo” напоминает о звуковой палитре диалогов Рюити Сакамото и Alva Noto, но полевые щелчки заменяет тонкий искусственный щебет, а на месте фортепианных капель искажённые струнные. Мягкие частоты вступают в контраст с щербатым, колючим синтезом, и в их союзе рождается изысканная пост-академическая фантазия.
Eternal Dust – Spiritual Healers, Defence Lawyers
В отличие от многочисленных представителей новой волны дрим-попа, сиднейцы Eternal Dust имеют свои авторские фишки. Да, мы всё ещё можем показывать пальцем в сторону Slowdive, однако столь же значительно влияние на команду драйвовых Sonic Youth, джэнгла или готик-рока поздних 80-х. Часть очарования “Spiritual Healers, Defence Lawyers” прячется в голосе Эбонни Манро, отстранённом до призрачности, но в нужные моменты набирающим драматическую силу. На полке умиротворённого, атмосферного рока с философским подтекстом, этот LP явно не затеряется.
Febueder – Follow The Colonnade
Наша редакция обожает упоминать Артура Расселла, но в случае с Febueder без его имени попросту не обойтись. Песни дуэта — тотальный DIY, мультивселенная жизнерадостных, но камерных текстур, объединённая под знаменем арт-попа. Центральные мотивы британцев дорожат каждой нотой, а их изобретательность на периферии подобна трогательным пьесам Алабастера Деплюма. Наконец, ещё одна изюминка “Follow The Colonnade” – звенящая перкуссия, будто бы собранная по всем кухням родного Эскота.
Agusa – Prima Materia
Поклонникам инструментального прог-рока стоит обратить особое внимание на маленький ретро-шедевр шведского трио Agusa. Уже в стартовой “Lust och fägring (Sommarvisan)” есть черты, что отсылают подготовленного слушателя к Camel, Jethro Tull и даже The Byrds. Насладившись солнцем Калифорнии, Agusa вовлекаются в латино-ориентированные джемы, или позволяют себе отступления в скандинавский фольклор. Нередко балом правит король Хаммонд, насыщенные волны которого — нежданная, но приятная весть через полвека.
Langendorf United – Yeahno Yowouw Land
Земляки Agusa, возглавляемые саксофонисткой Линой Лангендорф, избрали в своих путешествиях иной путь — витиеватую тропу духовного джаза. Однако, не ограничиваясь одним наследием Sun Ra и Фэроу Сандерса, Langendorf United чтут Мулату Астатке и малийский блюз. По факту, “Yeahno Yowouw Land” имеет меньше общего с возвышенной философией Мэтью Хэлсолла, и больше — с боевитостью Sons Of Kemet. Причина этого — тяга к ритмической эйфории, одинаково понятная и джазмену на прохладных задворках Мальмё, и мастеру афробита из иссушенной Аддис-Абебы.
Glasser – crux
Временами “crux” скорее похожа на космо-оперу, чем программный синтипоп — фантазия Кэмерон Месироу расцвела на третьем альбоме. Вероятно, сказался десятилетний перерыв между записями: теперь Glasser ещё проще сравнивать с Бьорк. Синтетические холсты, пропитанные самопознанием, как и у исландки, сменяются пышными оркестровыми элементами, не забывая в правильный момент добавить толику нервного ритма. По мнению певицы, всё ради того, чтобы закрепить сам факт человеческого опыта как зрелище, достойное любования.
Flooding – Silhouette Machine
Условный тэг “слоукор” накладывает на группу лишь одно ограничение — по возможности не выходить за пределы двузначного числа ударов в минуту. Но фактура, построенная на этом довольно размытом принципе, может быть совершенно любой, от трепетных мотивов Hope Sandoval & the Warm Inventions до гула Codeine или навязчивого мрака ранних Low – трио Flooding избрало для “Silhouette Machine” ещё более грубый, взволнованный стиль, где слышны паранойя Slint и драйв Fugazi. Когда коллектив усиливает контраст между медитативной сдержанностью и конвульсивным скрежетом, наступают самые впечатляющие минуты LP, одна из которых — переход от эмоционального насилия “Monolith Girl” к скорбному спокойствию “Slit”. Песни Flooding – это и грубое отклонение от нормы, и объект разрушительной красоты, и обезоруживающий баланс между ними.