5 малоизвестных жемчужин дискографии Рюити Сакамото

5 малоизвестных жемчужин дискографии Рюити Сакамото

28 марта не стало Рюити Сакамото, одного из самых именитых и успешных японских музыкантов современности. За свою плодовитую карьеру артист успел повлиять на ход поп-музыки архипелага в составе Yellow Magic Orchestra, предложить миру новаторский электрофанк, а также вписать своё имя в канон эмбиента и авангарда. Кроме того, Сакамото известен как автор многочисленных саундтреков, в числе которых “Последний император”, “Под покровом небес” и “Грозовой перевал” Бернардо Бертолуччи.

Композитор оставил после себя внушительную дискографию: речь о десятках сольных пластинок, доброй дюжине лайв-альбомов и компиляций, а также о полусотне киноэкранных работ. Самые громкие из них известны каждому меломану, но коллекция Сакамото хранит немало и скрытых жемчужин. Вспоминая великого японца, редакция Underrated выбрала 5 из них.

Ryuichi Sakamoto – Futurista

Рюити Сакамото

Символический альбом из периода, когда карьера Сакамото радикально изменилась: из студийного музыканта YMO Рюити превратился в вольного художника. Следуя за названием, LP полон отсылок на футуризм, будь то речевые отрывки Маринетти или сэмплы из Art of Noise. Это динамичная пластинка, где композитору удаётся балансировать поп-прозрачность с авангардным подходом к фактуре. С первых же нот вы заметите холодный, роботизированный привкус аранжировок; впрочем, для лейтмотива “музыка, исполняемая машинами” жизни здесь хоть отбавляй. Отдельно оцените “Ballet Mechanique” и не забудьте, что речь про 1986 год: это плод ума настоящего визионера.

Ryuichi Sakamoto – Comica

Рюити Сакамото

Здесь перед нами совершенно иная сторона Сакамото: сдержанная и созерцательная. “Comica” подобна прогулке по давно заброшенной атомной шахте: простые по форме конструкции поражают своим масштабом, а каждое эхо подобно бездонной реке. У LP всего несколько основных элементов: неусыпный синтетический ветер, сиротливые, скромные клавиши и далёкие перезвоны. Как и большинство поздних работ мастера, запись требует пристального внимания. Самых внимательных Рюити проводит от отчаянной меланхолии до светлой надежды, не используя ни одного лишнего звука.

Ryuichi Sakamoto – The Fantasy Of Light And Life

Рюити Сакамото

Эклектичные тенденции в творчестве Сакамото обозначились ещё в 80-х, и “The Fantasy Of Light & Life” – одна из его самых разношёрстных работ. Во вступлении композитор использует пасторальных очарование современного академизма, приправляя его экстрактами нью-эйдж. Но в этом случае думать, что интро даёт хоть какое-то представление о LP в целом, будет большой ошибкой. “Green Oasis” – беспокойный, гибкий этно-фьюжн, “The Birth Of Light/Life” и “The Wonder World Of Illumination” напоминают о монументальных полотнах Geinoh Yamashirogumi, а “The Creation Of Electricity” сочетает симфонический лоск с кислотным синтетическим арпеджио. Славный старт для тех, кому интересен каждый аспект наследия Рюити.

Ryuichi Sakamoto – Gohatto

Рюити Сакамото

Партитура к одноимённому фильму Нагисы Осимы — мастер-класс по получению максимума из сдержанных средств. На протяжении часа Сакамото использует, по сути, одну-единственную мелодию, окружая её всевозможными вариациями на тему глубины звука и его нюансов. Простой ритмический пульс порой возникает из мелких студийных артефактов и атмосферных шорохов. Вместо того, чтобы безыдейно блуждать в рекурсивной меланхолии, Рюити использует волчий вой, скрежет и далёкие отзвуки народных инструментов, создавая жуткое, сверхъестественное настроение. “Gohatto” подобна мистической ночной сцене в японском саду — тьма опускается на Землю, заключая её в ласковые, но смертельные объятия.

Ryuichi Sakamoto – Esperanto

Рюити Сакамото

Наконец, возвращаемся обратно в 1985-й, к одной из самых дальновидных и экспериментальных работ маэстро. Созданная для танцевального перформанса Мелиссы Фенли “Esperanto” – настоящий шоукейс передовых электронных технологий своего времени. Используя причудливые сэмплы этнических инструментов, аудиальные искажения и вокальные обрывки, Сакамото создал острый, металлический ландшафт, похожий на модернистскую скульптуру. Пластинка оставляет танцорам достаточно пространства для эксперимента, чередуя синтетические и перкуссионные всплески с разреженными эпизодами, что строятся из витражных ритмических осколков. Верное доказательство мысли, что даже полностью игнорируя симфонизм или поп-тенденции, Рюити продолжал творить монументально и интригующе.