Самые яркие дебютанты 2022 года. Выбор Underrated

Самые яркие дебютанты 2022 года. Выбор Underrated

Приближаясь к зимним каникулам, редакция Underrated традиционно делится списками своих фаворитов за уходящий год. На этот раз мы символично начинаем с дебютантов — тех, о ком вы с большой вероятностью узнали лишь недавно (а возможно, не знаете до сих пор), и тех, кто за предыдущие 12 месяцев совершил самый яркий творческий прорыв. Единственное ограничение, взятое нами за условие — публикация дебютного LP в 2022-м.

Одни из выбранных нами артистов видят будущее в нестандартном подходе к знакомым приёмам – таковы Courting или Lalalar. Другие, как Romero или Рэйвин Линэ, до блеска оттачивают устоявшиеся жанры, а третьи, в числе которых HAAi и Hatis Noit, и вовсе следуют дорогой максимальной энтропии. Такое многообразие мнений — совершенно логичная реакция на мир, что задаёт больше вопросов, чем ответов.

Присаживайтесь удобнее, включайте любимую аудиосистему и запоминайте эти имена — вы слышите их не в последний раз.


Underrated

PVA

Ещё до того, как PVA начали систематически публиковать свои песни, группа была на слуху в лондонском андеграунде. Причём если вечером трио можно было услышать в культовом пабе The Windmill наряду с модными black midi или Squid, позже той же ночью артисты могли отправиться ставить любимую музыку в клуб Bunker. Вышедший на Ninja Tune “BLUSH” окончательно закрепил за группой место на перепутье современного пост-панка с уверенной в себе, ледяной электроникой для клубного подземелья.

К чести трио, вместо того, чтобы пытаться продублировать живой звук, PVA предпочли удивить слушателя. Там, где другая группа использовала бы гитарный перегруз, у британцев в дело включаются хищные пилы и тягучие синтетические струнные. Хрупкий душевный поиск музыканты беспрепятственно чередуют с танцевальной эйфорией: мало кто в 2022-м столь же ясно видит синтетический, пост-жанровый мир, к которому мы неуклонно стремимся.


Underrated

Caroline Loveglow

Творческая судьба Кэролайн Лавглоу — не только результат случайности, но и показательная история для эпохи сетевой социализации. Два года назад певица наткнулась на лейбл Джорджа Клэнтона 100% Electronica (где выпускались знаковые для вейпорвейва Equip и Windows 96), влюбилась с первого звука и стала завсегдатаем лайв-стримов продюсера. Когда тот устроил очередное прослушивание в реальном времени, Кэролайн решилась и отправила сингл “Patience Etc…” – эта смелость принесла ей контракт.

Стиль Лавглоу — результат одновременной любви к Брайану Ино, Radiohead и современной поп-музыке. При этом, в её дебюте “Strawberry” случайным образом сквозят то дрим-поп, то грязные гитары Smashing Pumpkins, то элементы индитроники: профессиональной осведомлённости Кэролайн в музыкальном мэйнстриме остаётся только позавидовать. Будем надеяться, что из этих кирпичиков истории Лавглоу построит нечто новое в будущем.


Underrated

Hatis Noit

А вот легенда Hatis Noit скорее понравится тем, кто верит в судьбу и призвание. В 16 артистка отправилась в Непал, чтобы совершить пешее путешествие к месту рождения Будды. По пути она услышала пение буддистской монахини – оно настолько тронуло японку, что та решила посвятить остаток жизни исследованию физической энергии человеческого голоса, сделав своим именем стебель лотоса, связующую нить между материальной вселенной и миром духов.

Вокальное самообразование Hatis Noit поражает: в арсенале певицы японская классика, болгарские и григорианские хоралы, приёмы из европейских опер и поп-авангардизма. Если не считать полевых записей, её дебют “Aura” полностью состоит из вокальных хитросплетений, что лишь добавляет пластинке баллов за оригинальный подход к фактуре. Услышав этот голос однажды, вы рискуете сохранить его в сердце навсегда.


Underrated

Lalalar

В этом году турки Lalalar успели не только навестить фестиваль Signal в Никола-Ленивце, но и представить самый свежий взгляд на анатолийский стиль. Отчасти храня заложенные ещё в 70-х традиции местной сцены, участники трио без всякого стеснения разбавляют их нью-вэйвом, перегруженной электроникой или вестерн-психоделией. Речь не про очередной ретро-коллектив, а про полноценное новое веяние.

Конечно, не будем преувеличивать: актуализация локального жанра, пусть и переживающего второе дыхание, не даёт нам полноценно оценить глобальные перспективы группы. В то же время, харизма и танцевальный драйв Lalalar однозначно заявляют о потенциале трио. Владение элементами пышных 70-х и мрачного андеграунда 80-х команда сочетает с отличным чутьём современных трендов — это очень многообещающее комбо.


Underrated

Coby Sey

Британец Коби Сэй — один из тех, кто чувствует себя уютно, работая в тени. К сольному дебюту продюсер подошёл, имея за плечами совместный опыт с Tirzah, Дином Блантом, Келли Ли Оуэнс и Микой Леви — с последней у них общий лейбл Curl Recordings. В индивидуальном стиле Коби можно не только найти параллели с каждым из вышеупомянутых артистов, но и совершенно иной симбиоз.

Любители ярлыков уже успели обозвать творчество Сея пост-граймом; если конкретнее, мы имеем дело с мозаикой из даба, трип-хопа, джаза, экспериментального рэпа и чисто британской сырости. Что же до эстетики опубликованного в сентябре LP “Conduit”, здесь правит дуализм отчаяния и сладко-горькой надежды. Используя музыку как эмоциональный медиум, Коби строит свой город из свинцовых облаков, капель на стекле и эхо пригородных поездов.


Underrated

HAAi

История Тенил Тросселл может показаться сказкой. Девушка-бармен становится за деки, чтобы зарабатывать вдвое больше, чем в общепите, затем проходит несколько лет, и мы видим её за пультом на Sonar и других масштабных фестивалях. А виной всему Berghain — в первый раз попав в “место силы” техно, HAAi навсегда изменила своё представление об электронике, увидев её параллели с любимыми шугейзом и психоделией.

Бешеный взлёт отразился и на названии её дебюта “Baby, We’re Ascending“, и на его содержании. Здесь нас ждёт ликующая череда клубных боевиков с примесью эйфорической романтики: голые понятия хауса, техно или индитроники интересуют Тросселл меньше, чем создание на танцполе пространства абсолютной любви и принятия. HAAi рада напомнить нам о том, что хаос далеко не всегда бывает деструктивным.


Underrated

Courting

Современная британская сцена пост-панка перенасыщена талантами, и с точки зрения молодой группы следовать по стопам ранних Squid, shame или black midi в 2022-м было бы подобно карьерному самоубийству. Но четвёрка из Ливерпуля Courting нашла свой оригинальный подход к жанру: одни описывают их находку как смесь пост-панка и гиперпопа, другие — как симбиоз дэнс-панка, индитроники и брит-попа. Перед нами актуальная, ироничная и громкая банда, которая только начинает играть в полную силу.

Маниакальность — слово, что лучше всего характеризует дебют Courting “Guitar Music”. Гитары издают скрежет, будто по ним скребут наждачкой, живая ритм-секция усилена цифровыми помехами, индустриальным гулом или траповыми хэтами, а тексты Шона Мёрфи О’Нила превращают юношескую повседневность в трагикомедию. Но есть в этой агрессивной дополненной реальности и надежда, неведомая для многих взрослых.


Underrated

Chrisman

Пора привыкать к тому, что восточная Африка — один из новых центров мира электроники. В течение пары последних лет подопечные Nyege Nyege и Hakuna Kulala резко ворвались в мировые плейлисты (вспомните хотя бы безумцев Duma), дав понять, что современная Кампала ничуть не уступает в изобретательности условному Брюсселю. Один из смельчаков, без кого эволюция местных стилей была бы невозможна — Chrisman, уроженец ДР Конго.

Основная тенденция не только его дебюта “Makila“, но и ряда современных африканских сцен — единение этнического начала с опорой на ритм и глубокого клубного вайба. Пластинка звенит, трещит и гудит на много голосов, попеременно выдвигая на передний план ангольскую тараксинью, южноафриканский гком или кенийскую итерацию бэйса. Chrisman предлагает зловещий, сырой и интригующий саунд — ещё в прошлом десятилетии мы могли только догадываться о его существовании.


Underrated

Jockstrap

Первым шагом на пути Jockstrap к мировой известности стал безбашенный EP двухлетней давности “Wicked City”. Но ещё раньше Джоржда Эллери и Тэйлор Скай обрели эклектичный стиль, где есть понемногу консерваторского академизма и цифрового панка, возвышенного арт-попа и зумерской меметичности. Другая группа Эллери, Black Country, New Road, трансформирует схожие контрасты в пост-ироничный, пост-рокерский ангст, но в случае с Jockstrap важнее игра, интеллект и чередование романтики с экзистенциальной пресыщенностью.

I Love You Jennifer B” определённо оказался для группы движением в поп-направлении — впрочем, любовь к глитчам и студийным манипуляциям никуда не исчезла. Обсессивность повествования Jockstrap влияет на аранжировки, а какофония в один момент сменяется пышным симфонизмом. В прошлом дуэт разбрасывал камни, показывая технический потенциал; теперь же Эллери и Скай доказывают, что умеют управлять своим творческим потоком.


Underrated

Romero

Основательница Romero Аланна Оливер выросла на мощных голосах Этты Джеймс, Кэрол Кинг и Ареты Фрэнклин, и к 2018-му ещё не представляла себе, как могла бы выглядеть во главе рок-коллектива. Один из её новых напарников, Адам Джонстоун, и вовсе был готов бросить сцену, чтобы отправиться к маме в деревню и перезагрузить свою жизнь — именно в этот момент общий друг свёл музыкантов в баре. Буквально через четыре репетиции представители австралийских лейблов начали обрывать группе телефоны.

При этом нельзя сказать, что у Romero есть какой-то удивительный секрет. LP “Turn It On!” полагается на проверенные временем приёмы из пауэр-попа и гаражного рока, но вокальные данные Оливер и максимальная сыгранность команды не дают заскучать. Австралийцы прекрасно знают, к какому звуку стремятся, какого эффекта хотят достичь, и мы рады зарядиться от них энтузиазмом.


Underrated

Chat Pile

Грязь, истерика и траур по сути человеческой определили творческий вектор Chat Pile ещё три года назад с выходом двух EP. А потом наступил 2020-й, и вместо того, чтобы чередоваться с эпизодами относительного затишья, кризисы начали наслаиваться друг на друга сплошной чередой. В результате мы получили самый болезненный и безысходный дебют года, собравший максимально лестные критические отзывы — отличный повод задуматься, кто мы такие и куда идём.

Лирический герой LP “God’s Country” лишён всякой надежды; излишняя эмпатия к миру превратила его в шизоистероидный комок ненависти. В аранжировках ещё меньше спасения: их шум, грохот и металлическое напряжение подобно пропасти, в которую фронтмен Рейган Буш заглядывает чаще, чем подросток в свой смартфон. Из всего списка именно Chat Pile лучше всего подойдут для “проверки реальностью”.


Underrated

Batu

Омар Маккатчен — давно не новичок британского андеграунда: в этом году его собственный лейбл Timedance отметил семилетие. Творчество Batu берёт понемногу от дабстепа, бэйса, UKG и электро, а также от пост-рейва с его вечным гедонистическим поиском. Но если раньше продюсер предпочитал работать с импульсивной, динамичной музыкальной тканью, пластинка “Opal” научила его сдержанному миростроению.

Да, на LP найдутся моменты для обсессивного притаптывания, но куда важнее гипнотическая фактурная игра, которую затеял Batu. Даже на пике ритмической раздробленности протяжные, эмбиентные мазки Маккатчена фокусируют слух на себе. “Opal” будто создаёт чужеродную биосферу, где каждый минерал похож на маленькую планету, а кислотные дожди — как наша лёгкая морось.


Underrated

Avalanche Kaito

В Буркина-Фасо, небольшой западноафриканской стране, притчи передают из уст в уста, и особую роль в этом процессе играют певцы-гриоты. Но немногие из них донесли своё слово так далеко, как Кайто Винсе, чьи творческие единомышленники родом из Бельгии. Местный пост-панковский дуэт Le jour du seigneur, как и Винсе, искал новые идеи; встреча трёх исследователей в одной точке породила постмодернистский взрыв.

Взяв за основу мудрую лирику Кайто и его блестящее владение африканским инструментарием, бельгийцы сдобрили песни мрачным басово-гитарным комбо и зловещими синтетическими текстурами. Мистическая энергия Avalanche Kaito бьёт через край, а традиционные мотивы интерпретированы столь неординарно, что кажется, будто речь идёт о фольклоре неземной цивилизации. Этот межконтинентальный диалог определённо рождает свою истину.


Underrated

Jasmine Myra

Успешно закончив консерваторию в Лидсе, всего через год с лишним Жасмин Майра привлекла внимание Мэттью Хэлсолла, босса Gondwana Records. Достаточно взглянуть на имена коллег артистки по новому лейблу (GoGo Penguin, Mammal Hands, Ханья Рани), чтобы иметь примерное представление о её собственном стиле. Это эклектичный кроссовер, где джаз диктует свои правила, но без намёка на консерватизм.

Среди идейных вдохновителей саксофонистка упоминала как джазовых классиков вроде Кенни Уилера, так и современников вроде Bonobo и Мозеса Самни. И хотя преемственность ощутима, в руках Жасмин знакомые приёмы кажутся по-академически выверенными, но деликатными и хрупкими. Желание Майры — дать слушателю немного счастья и оптимизма; с нами её план определённо сработал.


Underrated

Ravyn Lenae

Мир R&B в этом году обрёл двух претендентов на суперзвёздный статус. Впрочем, если про Стива Лэйси мы уже слышали (теперь о нём узнали и организаторы Grammy), Рэйвин Линэ лишь предстоит добиться своей помпезной номинации. Пока что её репутация безупречна: детство при реформистской церкви, классическое музыкальное образование и контракт с Atlantic Records в 17 лет.

Линэ сравнивают с Эрикой Баду, Джэнет Джексон, Kelis и Азалией Бэнкс, отмечая безболезненную адаптацию артистки к любым жанровым комбо. Пока что она не стремится перевернуть R&B или нео-соул с ног на голову, но в голосе Рэйвин уже ощутима необходимая для этого внутренняя свобода. Пластинка “Hypnos” воздала должные почести кумирам её детства; теперь остаётся лишь сделать небольшой шаг в сторону.