За 5 лет существования квартет из Лос-Анджелеса Sprain отточил своё экспериментальное мастерство до впечатляющих высот. Предпочтя слоукор на заре карьеры, музыканты планомерно сползали сперва в пост-хардкор, а затем — ещё глубже, в мазутные топи нойза. Но если все прошлые опыты команды были подготовкой к великому событию, “The Lamb as Effigy” – настоящий magnum opus, больше напоминающий партитуру для авангардного театра, чем альбом в традиционном смысле.
Конечно же, глядя на 97-минутный треклист из всего 8 пьес, мы невольно вспоминаем про Swans и GY!BE; добавьте к этому перечню влияний безумца Гленна Бранку, вечного первопроходца Филиппа Гласса и беспощадных Daughters. Нойз-рок взят за конструктивную основу, но не более того: лихорадочные звуковые видения Sprain то и дело придают пластинке пост-жанровый, диссоциированный характер. Как следствие, “The Lamb as Effigy” – альбом с титаническими амбициями, словно стремящийся вобрать в себя всю боль и противоречия человеческого начала.
Условно LP можно поделить на две части, каждая из которых наполнена маниакально-депрессивными контрастами и подытожена 25-минутными импрессионистскими левиафанами. Используя пост-классический струнный ансамбль в качестве предисловия к “Man Proposes, God Disposes”, уже через минуту Sprain раскручивают воронку повествовательного психоза, созвучного Ashenspire и Chat Pile. Калифорнийцы не брезгуют атональными, абразивными гитарными повторами, а наступление пост-рокового катарсиса выводит лишь на новый круг насилия.
Тем удивительнее, что вводная композиция — лёгкий аперитив по сравнению с мощью, что ожидает вас по ходу плейлиста. “Reiterations” встречает экзистенциальной судорогой — вокалист Алекс Кент с величайшим трудом вырывается из под кавалькады хищных тембров, и тем более вознаграждающим кажется динамичный финал со струнным орнаментом. Но даже её дуализм не готовит к стене жёсткого шума и скрежета посреди “Privilege of Being” – только этот акт насилия над собой дарует Sprain мгновение блаженного забытья.
К слову, если в свои самые перегруженные моменты Sprain способны вызвать немало ассоциаций (пусть и лестных), сдержанные отступления — наиболее индивидуальный аспект LP. Калифорнийцы умеют не только наказывать, но и ценить аудиальные тонкости: колоссальная “Margin For Error” на старте близка органным зарисовкам Кали Малоун. Но само собой, никакой пощады почти получасовой эпос не сулит – обречённое пение Кента и скрипки, похожие на хичкоковских птиц, а затем и ломаные ударные служат вестниками провала в яму пост-роковой сингулярности.
Второе действие на входе звучит ещё более противоречиво (в хорошем смысле): всего за минуту “The Commercial Nude” сменяет подавляющий клавишный приступ на мягкий акустический ландшафт из переборов и колокольчиков. Как только в эту идиллию врывается гитарный фидбэк, слушатель ждёт очередного избиения, взамен получая один из гармонических пиков LP. Размашистые клавиши дают Кенту шанс ещё ярче проявить вокальный диапазон — фальцетная, драматическая кульминация сингла даёт нам повод упомянуть Lingua Ignota.
Гнетущая “The Reclining Nude” – логическая антитеза предшественницы, что столь же сильно полагается на клавишный скелет: вслед за ещё одним сеансом одержимого самобичевания от Алекса, Sprain почти на 5 минут уходят в фортепианную тень. Игнорируя предыдущие откровения, созвучная Oxbow “We Think So Ill of You” вновь бросает публику в нойз-роковую темницу. Гитары держатся как можно дальше от любой спасительной гармонии, выстраивая абсурдные по своей плотности стены звука — так мы приходим к леденящей душу коде, заключительному всплеску животной агрессии.
Остаётся лишь концептуальный финал “God, or Whatever You Call It”, параноидальные и садомазохистские мемуары. Длительные паузы между отдельными возгласами Sprain иссушают, но заставляют прислушаться; вселенная группы выходит из-под контроля, пока не осыпается эмоциональными кластерами. Здесь динамическая драматургия достигает абсолютного предела: калифорнийцы то выдерживают одну гитарную ноту по 10 секунд, то обрушивают на зрительный зал всепоглощающие стенания, к финалу ломая четвёртую стену и сбрасывая лирического героя в океан тотального помешательства.
“The Lamb as Effigy” – альбом не для слабых духом, и вступая в его реальность, вы будете вынуждены откинуть свои представления о прекрасном. Это психологический триллер, где каждая внутренняя тревога создателей манифестирует себя в материальной форме, а любое предчувствие сулит боль в десятикратном размере. Но кроме того, это попытка найти обоснование собственной инаковости через рваные раны и переломы, а также её оглушительный, великолепный сонический монумент.