Недавняя новость о том, что гигант игровой индустрии Epic Games выкупил оплот независимой музыки Bandcamp, взбудоражила и геймеров, и меломанов. Исполнительный директор Bandcamp Итан Даймонд описал сделку как благо для всех участников, убеждая публику в том, что обе компании разделяют взгляд на «самую открытую и дружественную к артистам экосистему в мире». Впрочем, многие музыканты и правообладатели выступили с критикой этого решения.
По распространённому мнению, Bandcamp выступал в роли последнего оплота настоящей независимости среди музыкальных платформ. Приобретение Epic Games, гигантом развлечений, 40% которого принадлежит китайской компании Tencent (владельцам 9% Spotify, 10% Universal Music Group и почти 2% Warner Music Group), со стороны и вправду может выглядеть как переход в стан оппонента. Оно ставит ребром очевидный вопрос: будут ли Epic посягать на самобытность ресурса, или поощрять её.
В своём заявлении Даймонд попытался обнадёжить фанатов: «Bandcamp будет продолжать работать как самостоятельный рынок и музыкальное сообщество, и я буду и дальше руководить нашей командой». Согласно объявленным планам, все ныне существующие аспекты платформы, включая независимую редакцию, должны сохраниться в полной мере. Неизменной, по его словам, останется и лояльная к артистам система выплат, которая позволяет получать в среднем до 82% выручки с каждой продажи.
Решение Bandcamp столкнулось с двумя основными ветвями критики. Одни комментаторы делали акцент на историю Epic: по их словам, платформа известна пренебрежительным отношением к сотрудникам, а также удушающими «эксклюзивными договорами». Другие опасаются, что сайт может перейти на модель оплаты по подписке, сделать шаг в сторону стримингов, или вовсе раствориться в более крупной инфраструктуре, как произошло с Vine.
Впрочем, новое сотрудничество предполагает и новые возможности. Некоторые музыканты видят в сделке шансы новых творческих интеграций — особенно с учётом заинтересованности Epic в создании метавселенной. Это могут быть и виртуальные концерты в духе Трэвиса Скотта и Marshmello, и создание универсальных пространств для виртуальных тусовок, и дополнительные возможности монетизации авторского контента.
Каким бы ни было будущее проекта, факт остаётся фактом: хотя Bandcamp позиционировал себя как сообщество, его непосредственные участники не получили права голоса, когда настало время важных решений. К тому же, в отличие от музыкальной платформы, для которой интересы пользователей всегда были приоритетной задачей, Epic вполне способны сменить вектор в зависимости от обстоятельств. Возможно, мир и не потеряет Bandcamp, но в данный момент значительная коммерциализация сайта кажется наиболее вероятным сценарием.