Один из ключевых аспектов японской философии — умение ценить несовершенство и увядание. Японский композитор Томоёси Датэ сознательно положил эту концепцию на музыку, создав первый за 11 лет сольный альбом “438Hz As It Is, As You Are”. Пластинка в равной мере предназначена для прослушивания при 45 и 33 оборотах в минуту.
LP был записан на неуклонно стареющем фортепиано 1950-х годов, которое неоднократно переезжало и подвергалось настройке. Пытаясь отреставрировать инструмент, Томоёси понял, что некоторые винты в его конструкции уже не исправить — ему пришлось работать “как есть”, ориентируясь на слабые звенья всей цепи. Итоговая частота звука «ля» в 438 Гц на два пункта уступает международному стандарту, и со временем будет только портиться — недолговечность клавиш лишь добавляет труду Датэ ценности.
Артист подчёркивает: “Когда вы опускаете иглу на пластинку, сразу же возникает звук, и он меняется в зависимости от воздуха, температуры и влажности вокруг иглы. Этот же звук влияет на всю жизнь слушателя, воздействует на его тело и разум. Эффект от звука, возникшего однажды, будет длиться вечно”.
“438Hz As It Is, As You Are” – пластинка меланхолического одиночества, в котором пианист находит блаженство. Редкие, минималистичные клавиши здесь разбавлены лишь слоем пост-обработки, превращающим удары молоточков по струнам в протяжный гул или кристаллический звон, шорохами самого инструмента и птичьим пением. Хрупкость Датэ созвучна дебютной пластинке To Move, шероховатостям Клэр Раузи, недавнему союзу Уильяма Басински и Янека Шефера, а в какой-то мере и ангельским песням Итико Аобы.
Та нежность, которую мы получаем при 45 оборотах, в замедленной версии превращается в призрачность. Сиюминутные воспоминания будто бы тонут в череде аналогичных мгновений, накрывая слушателя мягкой сонической пеленой. Зимняя мерзлота укутывает “438Hz”, намекая на мимолётность всего сущего.