В 2016-м Камаал Уильямс (он же — Генри Ву) сыграл важную роль в перестройке современного британского джаза, на пару с Юссефом Дэйсом сочинив отменный LP “Black Focus”. Однако, после двух предыдущих альбомов казалось, что композитор постепенно отступает в тень, удовлетворённый собственной работой. На помощь пришла пандемия: как только лейбл и агент перестали сидеть у Камаала на ушах, артист нашёл время для экзистенциальных и духовных размышлений, результатом которых стала пластинка “Stings“.
Название — отчасти намёк на струнные, присутствующие здесь в избытке, отчасти — на трудности нескольких последних лет. Жало пчелы (sting) болезненно, но как только насекомое атакует, его судьба подходит к концу — этот акт мученичества Уильямс отождествляет с живыми выступлениями, требующими максимальной выкладки и концентрации. Основной задачей артист сделал поиск тех причин, из-за которых он по-прежнему на сцене.
Влияние Дебюсси, о котором упоминает сам Камаал, ощутимо во вступлении и финале — впрочем, будем честны, мы здесь не ради ещё одной порции нео-романтических абстракций. Гораздо сильнее цепляет заторможенный родес-грув “The Guvna” с оттенком Гила Скотта-Херона. Титульная же “Stings” обозначает любопытную тенденцию: кажется, будто Уильямс стал ближе к истокам (например, к Лонни Листону Смиту), чем к условному Flying Lotus, что не мешает его саунду под занавес сохранять немного уместной грязи и электронно-танцевальной напористости, созвучной Soccer96.
Медляк “Little River” ничем не примечателен, а вот “Dogtown” придётся по вкусу каждому любителю Мотауна и Moodymann в частности. Иными словами, “Stings” – не для пуристов: чем больше у Камаала кроссовера, тем естественнее клавишник ведёт себя в полуимпровизационном потоке. Да, динамическим развитием приходится слегка пожертвовать, зато элементарное исполнение на высоте.
Модные приёмы из хип-хопа всё ещё имеют определённую власть над Уильямсом, пример чему вы найдёте в “Repercussions” и двух бонусных синглах (бит-версия “Magnolia” куда любопытней, чем фортепианный оригинал). В остальном, заключительный акт LP целиком зависит от симфонических амбиций Камаала. Две абсолютно необязательные фантазии окружают “Taiwan” со скрипачкой Стефани Ю — к этой сцене с приглушённым светом у нас никаких претензий.
Подытожим: “Stings” – довольно личная, хрупкая пластинка, создатель которой явно старается не напрягать себя сверх меры. Такой подход — скорее плюс, чем минус, пусть иногда и приводит к динамическим ямам или излишним погружениям в академизм. Свой максимум Уильямс не демонстрирует, но хайлайты LP способны ужалить в самое сердце.