Крейтдиггинг: Pauline Anna Strom — Trans-Millenia Consort (1982)

Крейтдиггинг: Pauline Anna Strom — Trans-Millenia Consort (1982)

Нью-эйдж как жанр поддаётся классификации с колоссальным трудом. Это обусловлено не только широкой географией, но и расхожестью определения среди музыковедов (большей частью спровоцированного спорным наименованием). Его философия во многом связана с взрослением завсегдатаев хиппи-фестивалей конца 60-х. Духовность, увлечение восточными медицинскими практиками и йогой, идея реинкарнации — побег от действительности оказался не просто подростковым бунтом, но вопросом выживания.

Композитор Полин Анна Стром стала одной из немногих, кто хранит эту эстетику по сей день. Сейчас, спустя почти четыре столетия вслед за выходом её дебютной пластинки «Trans-Millenia Consort», её признают одним из главных визионеров сцены Бэй-вью. Будучи слепой от рождения, Стром рисовала изобразительные полотна с помощью звука, а её «третьим оком» стала очарованность Клаусом Шульце, Брайаном Ино, радиопередачей Hearts of Space и научной фантастикой.

В ранние 80-е центр движения переместился к заливу Сан-Франциско, знаменуя пик жанра. Лёгкая мистическая музыка, вдохновлённая минималистичными экспериментами Терри Райли и Стива Райха, изобретательностью Ино и открытостью Ясоса, не пыталась быть актуальной, тяготея к космическому безвременью. Молодёжь чаще всего считала нью-эйдж статичным и пресным, а старшее поколение — чересчур обезличенным. Его идея медитативной и созерцательной среды противоречила эстрадной культуре, вызывающей скорее реакцию на раздражители, чем умиротворённый транс.

«Trans-Millenia Consort» преобразует недостатки музыки нью-эйдж в достоинства. Конечно, в альбоме есть и присущее для жанра духовное очарование планетой. Однако, вместо того, чтобы проповедовать, Стром создаёт необъятные планетарные просторы, пропитанные ретрофутуризмом и духом космических путешествий. Ключевыми элементами её звучания стали Yamaha DX-7 и Prophet-10, пользовавшиеся в 80-е чрезвычайным спросом. Значительное использование задержки и иных звуковых эффектов, а также наслоение синтезаторов позволило Полин в полной мере управлять интенсивностью и подвижностью композиций. Слушатель по-прежнему статичен, но картина перед его глазами беспрестанно меняется.

Крейтдиггинг: Pauline Anna Strom - Trans-Millenia Consort (1982) 2

Несмотря на врождённую слепоту, Стром обладает феноменальной визуальной фантазией. В интервью британскому журналу The Wire она признавалась: «Я вижу всё в своей голове. Иногда это нечто из окружающего мира, или какой-то опыт, но никогда не ноты. В уме я могла бы представить двор, например, в мавританском или арабском стиле. Стены, пол, камни — всё создаёт зеркальный эффект, словно обсидиановое стекло. Внутри своего сознания я вижу движущихся людей, их отражения и всё подобное. И я воплощаю своё видение в звук».

Наблюдая за современным становлением эзотерической электроники в качестве ещё одного индикатора потребительского благополучия (например — в кинематографе), сложно представить, что Стром была вынуждена продать всю аппаратуру в связи с финансовыми затруднениями. Благодаря лейблу RVNG, в 2017-м подготовившему компиляцию «Trans-Millenia Music», в последние годы её творчество окружено новой волной интереса. Это наполняет «вневременную спутницу» энтузиазмом — вполне вероятно, что в наше время откроется ещё не один портал в её по-детски завораживающие галактики.