Под словосочетанием «кассетная культура» можно понимать целый ряд феноменов. В их числе не только музыка лейблов наподобие Third Mind, преимущественно использующих магнитную ленту для дистрибьюции, но и широкое сообщество музыкальных энтузиастов. На днях VOD Records издала книгу «Cassette Culture» Джерри Краница призванную рассказать в первую очередь о тех людях, которые еще в эпоху пост-панка мотивировали DIY-запись. Благодаря им, за годы до начала расцвета сети Интернет возникло неформальное движение, ушедшее в глубокое подполье по мере технического прогресса.
Спустя почти двадцать лет работы над музыкальными зинами, автор Джерри Краниц обратил своё внимание на часто упоминаемую «сеть», чей пик пришёлся на 80-е и начало 90-х. Копнув эту тему глубже, он обнаружил целую сокровищницу музыки, записанной и выпущенной в домашних условиях. С одной стороны, её значительная часть связана с историей пост-панка, с другой — речь идёт о понятии независимости в искусстве, чьи постулаты ещё в начале века закладывали дадаисты
При рассмотрении темы Краниц использует аналитический подход, сверяя данные с социокультурными закономерностями. Это позволяет внимательнее взглянуть на экспериментальную сцену, в установках которой — тяге к коллаборации, взаимной поддержке и самодельной записи — проглядывается идеализм раннего Интернета. 46 композиций, вошедших в CD-приложение к книге, захватывают широкий спектр жанров — симфонический эмбиент от Brume, ненавязчивый синтвэйв Cacophony 33, экспериментальная электроника Muslimgauze, на музыкальное становление которого в значительной степени повлияла DIY-эстетика.
Впрочем, в данном случае стилистика вторична. Автор подчёркивает:
«Книга не посвящена группам по интересам. Её ключевая тема — социальная сеть в эпоху до Интернета… и то, как её участники взаимодействовали, не имея роскоши загрузок и e-mail. Для меня было важным заострить внимание на том, как люди находили друг друга и поддерживали общение с помощью мелких публикаций и зинов, слали друг другу письма, торговались, сотрудничали, и хоть и без лишнего усердия, но распространяли информацию о собственном творчестве.»