Наиболее значимыми достижениями Алана Тьюринга являются заложение основ современной информатики, разработка теста Тьюринга и помощь в завершении Второй мировой войны. Однако мало кто знает, что он также оказал существенное влияние на формирование современной электронной музыки и синтезаторов в том виде, какими мы знаем их сейчас. Не так давно ученым из Кентерберийского Университета удалось воссоздать первые в мире музыкальные мелодии, сгенерированные компьютером – прототипом синтезатора Тьюринга.
Однажды Тьюринг заметил, что быстро проигрываемые щелчки в определенном музыкальном интервале воспринимаются слушателем как звуки, соответствующие определенной ноте. Например, если щелчок раздавался при каждом четвертом цикле процессора, то компьютер издавал ноту до – по этому принципу работают и современные синтезаторы. Ученый протестировал эту теорию на своём Manchester Mark I, одном из первых программируемых компьютеров в истории. Правда, вместо того, чтобы начать писать музыку, он применил своё открытие более утилитарно: он создал прототип первого звукового пользовательского интерфейса. По этим тонам Тьюринг с удобством ориентировался в процессе работы компьютера. Например, один звук означал завершение работы над текущей задачей, а другой – ошибку, связанную с перегруженностью памяти.
Разумеется, в его голову приходила идея о возможности программирования мелодий, однако ум ученого не питал интереса к музыке. К счастью для всех фанатов синтезаторного звучания, талантливый программист и музыкант Кристофер Стрейчи, в руки которого попало руководство по эксплуатации вычислительной машины Manchester Mark II (к слову, считающееся первым в мире компьютерным мануалом), написал электронную версию “God Save the Queen”, ставшую наиболее объемной программой, созданной к тому времени. Следующим утром он поразил своих коллег и, в частности, самого Тьюринга. Тот с несвойственным ему оживленным восхищением охарактеризовал увиденное как “любопытное зрелище”.
BBC записали компьютеризированную версию британского гимна в 1951 году, наряду с двумя другими композициями: “Baa Baa Black Sheep” и хит Гленна Миллера “In the Mood”. Однако, недавние исследования показали, что высота звука на записи претерпела значительные изменения по сравнению с оригиналом. Произошло это по причине несовершенства звукозаписывающей аппаратуры, использовавшейся в то время. Например, вместо чистой ноты соль с частотой 196 герц, на оригинальной записи слышался более высокий звук с частотой 198.41 герц.
Открыв это, исследовательская команда откалибровала воспроизведение, подогнав его скорость в соответствие с точными частотами. Также была проведена очистка записи от шума и различных искажений. В итоге, чистое звучание синтезатора на записи напоминает нечто среднее между скрипкой и электронной волынкой. Вряд ли кто-нибудь станет слушать эту музыку у себя в машине, однако это ещё одна возможность прикоснуться к гениальности Тьюринга, который, как и Никола Тесла, родился слишком рано для полной реализации своего потенциала.