Джазмен, продюсер и диджей из Лондона cktrl поставил себе цель изменить представление о современной черной британской музыке. Его свежий EP “yield” – ещё один отчётливый шаг по этому пути. Отказываясь от всяких связей с сэмплинглом, музыкант возвращается к доэлектрическому модальному джазу, по пути касаясь элементов классицизма и барокко.
Брэдли Миллер — уроженец Льюисхэма, района на юго-востоке Лондона, где прямо сейчас разворачиваются жаркие мультижанровые эксперименты. Мика Леви, Greentea Peng, Wu-Lu – вот лишь немногие из представителей местной сцены. Сюда же можно отнести и духовный джаз Нэлы Синефро, коллеги cktrl по лейблу Touching Bass.
Касаясь своего прошлого, Миллер отметил: “Когда я вспоминаю район своего детства, мне кажется, что у нас была сплоченная ямайская община. Даже в школе у нас был настоящий коллективный дух. Все чёрные дети были вместе, хотя мы жили в районе, где нас не любили. Думаю, наше взросление было своего рода сопротивлением. Работая в окружении таких же, я всегда испытывал сильное чувство самобытности. Наша художественная практика меняется, развивается и растёт. И моим творчеством сейчас движет то, что я знаю: нет никакой конкуренции. Я нашёл свою стезю. Я могу создавать то, что я хочу, в любое удобное время и при любых обстоятельствах”.
Впервые cktrl попал в центр внимания в 2015 году: его дебютный EP “Forest” заслужил поддержку Jamie xx и Sampha. В то же время артист разочаровался в коммерциализации и искусственном облагораживании современного чёрного искусства, поставив во главе угла эмоциональность. Намеренно инструментальная “yield” сторонится трендов: сам Миллер хочет, чтобы её воспринимали не как альбом, а как медитацию.
EP начинается с титульного сингла, минималистичной меланхолии, которая во многом вдохновлена Джоном Колтрейном. Саксофонные предложения становятся основой для хорового многоголосия; со временем эти редкие фразы перевоплощаются в гармоничную пастораль. Композиция естественным путём перетекает в “lucidly”, где на передний план выходит голос Ophie – можно однозначно уловить соул как системообразующий элемент, но вокруг него cktrl разворачивает настоящую неоклассическую эпопею вроде тех, что мы могли слышать на последней пластинке SAULT.
“night I pine” и “love + war” тоже можно считать парной работой с затяжной прелюдией. В случае с первым синглом cktrl продолжает джазовую деконструкцию до голых костей, полагаясь на отточенное тембральное мастерство. Второй, в свою очередь, возвращает вокал, но и он теряет всякую семантику, расплываясь в редких саксофонных высказываниях, а ближе к финишу отступая в симфонический мрак.
Луч оптимизма ждёт слушателя в заключительной “marcescent”, почти 10-минутном импровизационном эпосе. В игру вступает новый тембр — звенящее фортепиано, которое зачастую предпочитает не зависеть от остального ансамбля. При этом cktrl не покидает двух исходных гармоний почти до самой коды, доводя духовный ритуал до логичного катарсиса.