Oneohtrix Point Never балансирует на грани в альбоме “Again”

Oneohtrix Point Never балансирует на грани в альбоме “Again”

Быть первопроходцем — роль рискованная и почётная, с которой на современной электронной арене мало кто справляется столь же убедительно, как Дэниел Лопатин. Вращаясь вокруг поп-музыки, Oneohtrix Point Never держится на почтенном расстоянии, словно пришельцы с планеты Тральфамадор из Воннегута, точно так же изгибая время по собственной воле. Впрочем, в последние годы соприкасаясь с мейнстримом всё чаще (будь то продакшн для The Weeknd, эффективный, но безопасный, или более авантюристский саунд для Netflix), Лопатин становится всё более амбициозен как композитор — свежий LP “Again” мог бы стать его magnum opus, но есть несколько препятствий.

Если предшественница “Magic OPN” была задумана как ностальгический радиоэфирный дайджест, пускай и из параллельной реальности Дэниела, новинка окутана космической мистикой и заигрывает с идеей музыки как ключа к пространственно-временному континууму. Сам артист проводит параллели с “Garden of Delete” 2015 года, но между двумя лонгплеями не так много общего: пост-индустриальность и клубная деконструкция уступили место интересу к академистам прошлого века, будь то Пендерецкий или Ксенакис. Напрашивается и другая аналогия — Floating Points, пришедший от минимализма и точечности “Nespole” к массивной “Promises”; увы, насколько Сэм Шепард уступает OPN по части текстурного мастерства (здесь мало кто может тягаться с Дэниелом), настолько же тяжелее Лопатину превращать искромётный синтез в целостное соническое полотно.

При помощи струнной “Elsewhere” продюсер обозначает пост-классическое влияние и подкрепляет архитектонику LP, но по-настоящему альбом начинается в титульной “Again”. Её динамическая игра — настоящая роскошь, и всё же, к вокалоидному писку есть вопросы, как и к обязательности фирменных глитчей; попытки превзойти себя рушат тонкий баланс, которым дышит вселенная Дэниела. Или вот ещё пример:”World Outside”, поначалу похожая на марширование на межзвёздном плацу, но жестоко зарезанная первым же проходом искусственных скрипок — хотя отдельно и вокодерное многоголосие a la Имоджен Хип, и гитарный финал работают, их сопряжение кажется абсолютно контринтуитивным.

Иными словами, моменты гениальности “Again” чередуются с сомнительными комбинациями, хотя и в искусстве ради искусства OPN не упрекнёшь. Честно говоря, мы готовы простить пару неудавшихся опытов ради поп-альтернативного великолепия “Krumville”, соединившей шугейз, бэгги, Линча и Autechre, или обсессивной, сверх-детальной “Plastic Antique”, цифровые волны которой осязаемы на кончиках пальцев. Сомнения в LP возникают лишь при контакте с эмбиент-синтетикой вроде “Locrian Midwest”: не хотим показаться ретроградами, но больше всего пластинка проседает там, где Дэниел пускает академическую пыль в глаза.

Стоит OPN на миг забыть об амбициях струнного аранжировщика, и публика сразу же получает великолепную, атональную, затерянную меж обрывков чужих аудиосообщений “The Body Trail”. Но не расслабляйтесь: “Nightmare Paint” с её микрохроматическим интро испытает самые искушённые уши на прочность прежде, чем предаться заигрываниям с мидвест-эмо и “Dawn FM”. Две идущие следом композиции, в целом, развивают схожие идеи, соединяясь в одно миниатюрное рок-альтернативное действие, накрытое стеклянным куполом вейпорвейва.

Остаётся завершить пластинку на патетической ноте: “Ubiquity Road” с её изысканной космо-флейтой и экспансивными арпеджио готовит почву для финала “A Barely Lit Path”. Удивительно, что Лопатин выбрал её как предварительный сингл, но не поспоришь: композиция впитывает практически всё лучшее, что мы слышали за последний час. Гармонии просты и прозрачны, струнные не пытаются казаться умнее, чем стоит (пусть и напоминают заглавную тему к Лиге чемпионов УЕФА), каждый глитч отточен и осознан, а текстурная широта заставляет с изумлением затаить дыхание.

Назвать “Again” главной работой Oneohtrix Point Never не позволяют две вещи: неоднородность пластинки и её академические тенденции (если вы — технофоб, добавьте к этому списку активное использование ИИ во время композиционного процесса). В некотором смысле, Лопатин – заложник своего визионерского статуса, раз за разом вынужденный искать звуковые откровения, дабы не заслужить упрёков в “скатывании”. На свежем LP порой он увлекается поисками, жертвуя осмысленностью — зато те эпизоды, где Дэниел отыскал эквилибриум, рискуют стать вашими фаворитами за весь год.