На протяжении своей длительной карьеры, начавшейся ещё в 60-е во времена ранних экспериментов с минимализмом и зарождения арт-рока, композитор и трубач Джон Хасселл ни на шаг не отступал от основ собственной концепции «музыки четвертого мира». Сочетая изящную голосоподобную подачу с этнической перкуссией, глитчем и массой иных элементов, Хасселл в результате вывел собственную формулу уникального звучания.
Его новый альбом «Seeing Through Sound» вышел следом за пластинкой 2018 года «Listening to Pictures» и стал вторым из серии «Pentimento». Будучи записанной одновременно с предыдущим релизом, вторая часть цикла развивает его идеи. Его атмосфера, порой напряжённая и изломанная, вступает в контраст c «Listening to Pictures», но вместе они образуют гармоничную и целостную картину.
Хасселл в очередной раз скрупулёзно подошел к аранжировке. Пульсирующая линия ударных на «Moons of Titan» звучит словно еле слышное эхо дождя, а драматичное исполнение на трубе отсылает слушателя к его ранним работам сделанными в 80-х. Впрочем, пластинка уделяет большее внимание конструкции электронных ландшафтов: к примеру а «Reykjavik» насквозь пропитан IDM-лихорадкой, а «Delicado» преисполнена атмосферой нео-нуара.
Сам композитор делится, что сама мысль музыкально воплотить эту идею пришла к нему во время записи предыдущей пластинки. «Я много экспериментировал со звуком. Когда я на студии использую мультитрек и современные программы, я сталкиваюсь с колоссальной звуковой библиотекой. Вот почему в мою голову пришла идея «пентименто» – что, если не его, представляет из себя запись на 24 дорожках? Одни слои осыпаются, становятся видны другие — а ещё возможно пентименто во времени, наподобие виртуального дуэта Натали Коул с собственным отцом в «Unforgettable».
Существует тенденция, согласно которой ветераны сцены чаще выступают в роли неких исторических памятников. Такая позиция — палка о двух концах: уважение и почёт по сути противопоставляются творческим поминкам. Однако, 83-летний Хасселл по-прежнему имеет грандиозные планы на искусство. Возможно, нам все еще предстоит услышать его самую монументальную работу.