Музыку Gilla Band (ранее — Girl Band) можно считать звуковой интерпретацией тревожного расстройства личности: простой разговор, поход по магазинам или бытовые алгоритмы для ирландцев превращаются в апокалиптический, кафкианский ужас. Их третий альбом “Most Normal” отчасти оправдывает своё название: это самый доступный LP группы на данный момент. Но это ни в коем случае не означает, что слушателю стоит ждать пощады: квартет по-прежнему палит во все стороны искажениями и шумом, теперь – с поправкой на баллистическую калибровку.
Вступительная “The Gum” словно специально создана, чтобы оттолкнуть неподготовленную аудиторию. Никаких сладких прелюдий на манер Courting здесь нет; лишь сочетание абразивного индустриального шума с ноу-вэйвом и оголтелыми воплями Дары Кили. В Gilla Band больше общего Suicide или Throbbing Gristle, чем с юными британскими любителями шпрехгезанга, несмотря на очевидные семантические параллели; их минимализм в “Eight Fivers” умышленно стремится к тупой, монотонной констатации бытового кошмара, а сюрреалистическая “Backwash” – цикличная больная фантазия, которая срывается в шумовую стену; такую мы бы могли услышать от Lightning Bolt.
Трагикомичная лирика “Most Normal” в сочетании с мраком обыденности несёт в себе ДНК Джеймса Джойса, пусть и не отличается тем же субконтекстуальным многообразием. Группа также попала под чары новой волны хип-хопа в её самом тяжёлом, небрежном виде, и активно использовала “метод нарезок” Бэрроуза; в переводе на музыкальный язык — пландерфонику. Удушающая концовка “Gushie” заимствована из “Tarpit” Dinosaur Jr., а финалом для заключительной “Post Ryan” служит трек A Flock Of Seagulls “I Ran”, изрезанный до неузнаваемости.
Трещащие, двоящиеся в ушах гитары не дадут вам покоя до самого финиша, что ни в коем случае не означает ограничение слухового опыта лязгом и скрежетом. “I Was Away” ритмически намекает на шаффл и фанк, “Red Polo Neck” похожа на Stereolab под метадоном, а “The Weirds” на старте вполне синонимична с мироощущением земляков Nurse With Wound. Это один из сонических пиков LP: следом за хрустящим, потусторонним эмбиент-интро, которое занимает добрых три минуты, мы получаем постепенный панковский разгон из пиано в тройное форте, после которого высокочастотный писк коды подвешивает нас в лимбе, не давая перевести дух.
Как делится Дара, “У меня большую часть жизни был шум в ушах, так что для меня он звучит вполне нормально. Мне всегда нравилось звуковое оформление в фильмах, где после напряженных моментов раздаются такие высокочастотные звуки. Также я считаю, что эхо или шум в записях слишком часто звучат привычно и обыденно. Непросто заставить их казаться резкими или неожиданными”.
Многие найдут “Most Normal” непригодным для слушания, и слова Кили даёт нам понять, что ни о каких переговорах с публикой речи не идёт. “Я спрятался за сюрреализмом, я немного переборщил, я говённый певец, поэтому я ору о чипсах” – провозглашает Дара в самоаналитическом финале. Весь альбом — вызов нашей пристрастности и образу жизни, обжигающий и некомфортный, грязный и психопатичный; иными словами, именно такой, каким и должен быть протест.