Когда участники дуэта из Ричмонда Lean Year задумывали новую пластинку “Sides”, их изначальной целью было общее отражение противоречивости взаимоотношений между людьми. Но жестокие двадцатые взяли своё: в процессе записи Рик Элверсон потерял обоих родителей, а матери Эмили Рекс диагностировали рак; кроме того, скончалась Орка, любимая собака пары. Все эти события превратили LP в исследование потери, попытку осмыслить поток противоречивых чувств, которые настигают каждого, кто сталкивается со смертью.
Уже 5 лет Lean Year сконцентрированы на написании тихих, полупрозрачных песен, где минималистичные рок-аранжировки сочетаются с редкими высказываниями оркестровых инструментов. Но ещё ни разу эти идеи, а также умение группы слушать тишину, не казались столь проникновенными. Дело не только в утрате, но и в кинематографическом прошлом Рика, которому удалось связать свой сценический мир с песенным.
Уже стартовая “Legs”, где обречённый перебор на калимбе из трёх нот сопровождается бесконечной прямой баса, словно изображающей остановившийся пульс, задаёт сдержанно-макаберический тон. Рассеянные саксофонные предложения и слегка небрежные клавиши укрепляют общую меланхолию; впрочем, в голосе Рекс меньше скорби, и именно он становится спасительным якорем, намёком на то, что из размышлений о безысходном можно вырваться. И первые отголоски смирения мы слышим уже в последующей “Nitetime”: гармония по капле избавляется от абсолютной статики, а тишину больше не нарушает беспрестанный фоновый гул.
В третьей композиции “End” Lean Year вводят приглушённые ударные, первые шаги на пути ко внутреннему исцелению. “The Trouble With Being Warm” демонстрирует ещё одну тенденцию LP: архитектоническое повторение, но через призму новых ощущений. Благодати здесь уже больше, чем скорби, и даже заключительные вокализации Эмили в сопровождении искажённого саксофона — плач не безысходности, но добрых воспоминаний.
Во второй половине “Sides” сильнее сдвигается в сторону дрим-попа, позволяя себе вдохнуть больше всего свежего воздуха на синкопированно-нуарной “Bad Woman”. Появляются и новые инструменты: в “Marriage of Heaven and Hell” ярко выражен звук цимбал в сочетании с гитарой, а тон “Home” диктуют звенящие синтезаторы и густые приземлённые пэды. Самый болезненный этап утраты пройден, и остаются лишь светлые воспоминания о доме, который никогда не вернётся.
Lean Year признались: “Мы хотели сделать “Sides” концептуальным альбомом, где могли бы поразмыслить обо всех разногласиях в мире и собственных семьях, но затем пандемия всё изменила, мы сами понесли конкретные потери. Это превратило пластинку в разговор об утрате и горе. В этом смысле назвать его “Sides” (Стороны) было вполне уместно: речь о нашем личном и коллективном горе, ощущениях “до” и “после”, проживании эпизодов и воспоминаниях о них. Наши чувства были похожи на преодоление порога между двумя противоположными сторонами – моментом до конфликта и моментом после него, жизнью и смертью. Горе ощущается как противоречие между тем, что вы знали, и тем, что знаете сейчас — зачастую и то, и другое кажется реальным и нереальным одновременно”.