Рубеж 50-х и 60-х годов был переломным периодом в академической музыке: европейские композиторы устали от проявлений сериализма, а американские джазмены — от гармонической перенасыщенности хард-бопа. Этот поиск, что привёл к исследованию ритмических и тональных аспектов музыки — основа для творческого языка Natural Information Society. Узнать его получше поможет свежая пластинка ансамбля “Since Time Is Gravity“.
Одна из ключевых фигур LP – Ари Браун, легендарный чикагский тенор-саксофонист. Чаще всего, именно его голос выступает в роли путеводной звезды; остальной же ансамбль будто следует за ним вдоль Нила в своей мистической барже. Две открывающие композиции и заключительная “Gravity” – по сути, трёхчастный концерт для саксофона, где Браун беспрепятственно переходит от изысканной мелодики к имитации речи.
Загадочная, духовная натура LP не позволяет игнорировать его связь с наследием Колтрейна и Sun Ra. Но точно так же “Since Time Is Gravity” обязана ритуальным ритмам северо-западной Африки (в частности — музыке гнава) и минималистичным опытам Стива Райха или Терри Райли. Традиционные для джазового ансамбля тембры переплетаются с корой, гембри и редкой перкуссией — так затяжные импровизации вроде “Murmuration” перерастают в межконтинентальный обмен мнениями.
Порой этика композиций определяет их эстетику: “Stigmergy” взяла своё название из идеи о социальной системе, что основана не на конкурентной, а на кооперативной модели. Да, каждый духовой здесь получает свою минуту славы, но аккомпанемент — атональное остинато, которое работает лишь благодаря совокупным усилиям всех причастных. Так Natural Information Society напоминают нам, что они не группа, а социальный организм, склонный к трансформациям.