Загадочная культура Нок процветала на территории современной Нигерии ещё до нашей эры, одной из первых в центральной Африке перейдя из каменного века в железный. Особую славу в современную эпоху ей принесли терракотовые статуэтки: первых археологов, нашедших эти артефакты в 1920-х, ошеломили их изящество и проработанность. И пусть мы никогда не узнаем, как именно звучала музыка древней цивилизации, у Nok Cultural Ensemble есть представление, какой она могла бы быть сегодня, и услышать его можно на свежем LP “Njhyi”.
Вы уже неоднократно могли оценить мастерство Эдварда Вакили-Хика, создателя группы. Он играл на альбомах Sons of Kemet, Гилада Ацмона и Нубии Гарсии, а также участвовал в живых выступлениях Марка Ронсона, Florence + the Machine и ряда не менее примечательных земляков. В барабанный круг Nok Cultural Ensemble кроме него входят Ономе Эджворт из Kokoroko, Дуэйн Килвингтон (он же Wonky Logic) и Джозеф Динмамоде (он же Mo Kolours).
Фундамент “Njhyi” закладывают традиционные африканские ударные и шумовые инструменты, будь то ганский кпанлого, маврикийский бубен раванн или ганкоги, западноафриканский предок бразильского агого. Особую важность имеет их слияние с современной ударной установкой, кахонами, шейкерами и драм-машинами. Они выводят проект в афрофутуристичный формат, помогая найти точки соприкосновения между румбой и дабом, барабанами наябинги и граймом, музыкой апала и брокен-битом.
Ансамбль стартует с заглавной композиции, аритмичной и импровизационной — она моментально придаёт “Njhyi” характер ритуального действа. В идущей следом “Awakening” ритуальный, гипнотический ритм уже вступает в полные права, и к музыкантам присоединяется Теон Кросс, который сменяет привычную тубу на ракушку. Даже приглашённые духовики на LP играют скорее ритмообразующую роль : в “Y.T.T.T.” Нубия Гарсия ограничивается редкими флейтовыми монодиями, а в “Ancestral Visions” Вакили-Хик использует ганскую бамбуковую флейту сугубо для поддержки грува.
Единственное исключение из этого правила — фантазия Эйнджел Бэт Дэвид на кларнете “Enlightenment”; впрочем, и она окрашена в магические, ускользающие тона. Драм-машины захватывают пространство в “Lyet” и “Kyangma” – в первом случае Nok Cultural Ensemble максимально близки современным подопечным Hakuna Kulala, а во втором слегка созвучны Avalanche Kaito. Ближе к финалу, в “Maroon Step” обстановку слегка разряжает читка Watusi87 — будем честны, это один из немногих сомнительных моментов на LP, и дело не в качестве рэпа, а в том, что пластинка ничуть не растеряла бы концептуальной ценности в полном отсутствии слов; добавим небольшую толику критики и к смазанной концовке “Communal Healing”, которой явно недостаёт первородной мощи в сравнении со стороной A.
Так или иначе, эти лёгкие несовершенства не слишком сильно вредят характеру альбома. Свою культурную цель Nok Cultural Ensemble определённо выполняют: их композиции будто путешествуют сквозь червоточины в исторических трактатах. Следуя за древней африканской концепцией ритма как проводника информации, квартет соединяет забытое прошлое с неведомым будущим, заставляя слушателя кивать в такт мистическим вибрациям.