Nok Cultural Ensemble хранят традиции на LP “Njhyi”

Nok Cultural Ensemble хранят традиции на LP “Njhyi”

Загадочная культура Нок процветала на территории современной Нигерии ещё до нашей эры, одной из первых в центральной Африке перейдя из каменного века в железный. Особую славу в современную эпоху ей принесли терракотовые статуэтки: первых археологов, нашедших эти артефакты в 1920-х, ошеломили их изящество и проработанность. И пусть мы никогда не узнаем, как именно звучала музыка древней цивилизации, у Nok Cultural Ensemble есть представление, какой она могла бы быть сегодня, и услышать его можно на свежем LP “Njhyi”.

Вы уже неоднократно могли оценить мастерство Эдварда Вакили-Хика, создателя группы. Он играл на альбомах Sons of Kemet, Гилада Ацмона и Нубии Гарсии, а также участвовал в живых выступлениях Марка Ронсона, Florence + the Machine и ряда не менее примечательных земляков. В барабанный круг Nok Cultural Ensemble кроме него входят Ономе Эджворт из Kokoroko, Дуэйн Килвингтон (он же Wonky Logic) и Джозеф Динмамоде (он же Mo Kolours).

Фундамент “Njhyi” закладывают традиционные африканские ударные и шумовые инструменты, будь то ганский кпанлого, маврикийский бубен раванн или ганкоги, западноафриканский предок бразильского агого. Особую важность имеет их слияние с современной ударной установкой, кахонами, шейкерами и драм-машинами. Они выводят проект в афрофутуристичный формат, помогая найти точки соприкосновения между румбой и дабом, барабанами наябинги и граймом, музыкой апала и брокен-битом.

Ансамбль стартует с заглавной композиции, аритмичной и импровизационной — она моментально придаёт “Njhyi” характер ритуального действа. В идущей следом “Awakening” ритуальный, гипнотический ритм уже вступает в полные права, и к музыкантам присоединяется Теон Кросс, который сменяет привычную тубу на ракушку. Даже приглашённые духовики на LP играют скорее ритмообразующую роль : в “Y.T.T.T.” Нубия Гарсия ограничивается редкими флейтовыми монодиями, а в “Ancestral Visions” Вакили-Хик использует ганскую бамбуковую флейту сугубо для поддержки грува.

Единственное исключение из этого правила — фантазия Эйнджел Бэт Дэвид на кларнете “Enlightenment”; впрочем, и она окрашена в магические, ускользающие тона. Драм-машины захватывают пространство в “Lyet” и “Kyangma” – в первом случае Nok Cultural Ensemble максимально близки современным подопечным Hakuna Kulala, а во втором слегка созвучны Avalanche Kaito. Ближе к финалу, в “Maroon Step” обстановку слегка разряжает читка Watusi87 — будем честны, это один из немногих сомнительных моментов на LP, и дело не в качестве рэпа, а в том, что пластинка ничуть не растеряла бы концептуальной ценности в полном отсутствии слов; добавим небольшую толику критики и к смазанной концовке “Communal Healing”, которой явно недостаёт первородной мощи в сравнении со стороной A.

Так или иначе, эти лёгкие несовершенства не слишком сильно вредят характеру альбома. Свою культурную цель Nok Cultural Ensemble определённо выполняют: их композиции будто путешествуют сквозь червоточины в исторических трактатах. Следуя за древней африканской концепцией ритма как проводника информации, квартет соединяет забытое прошлое с неведомым будущим, заставляя слушателя кивать в такт мистическим вибрациям.