Бельгийцы schroothoop гордо именуют своё направление “джанк-джаз”. Участники трио собирают на улицах Брюсселя мусор всех мастей, превращая деревянные ящики в гитары и лиры, а металлолом — в калимбы, кимвалы и колокольчики. Чтобы узнать, к чему приводит подобный подход, оцените новинку “MACADAM”.
Нельзя назвать schroothoop первопроходцами музыкального апсайклинга: только за последнюю пару лет мы слышали шумный дебют конголезцев Fulu Miziki и ностальгическую фантазию El Khat. Зато впечатляет стилистический диапазон, подвластный трио: стартовая “Cheval Orange” напоминает эксперименты Бастьена Кеба, а “Blikschade” гораздо ближе к североафриканской гнаве. В свою очередь, “Perte Totale” – расфокусированный, но очаровательный даб.
Джаза в schroothoop по факту меньше, чем этнического начала. Причём группа открыта для любых культурных влияний: титульный сингл имеет персидские корни, в то время, как “Plastic Roses” вторит гриотам африканского северо-запада. Что касается “Cascaraï”, здесь интеллигентная флейта вступает в противоречие с грубым уличным диджериду.
Заключительное действие LP по качеству не уступает. “Krentenbaard” – одухотворённый этно-ориентированный чааби-даунтемпо, где есть свои параллели с The Colorist Orchestra. Идущая следом “Onderhuis” – абстрактное эмбиент-отступление и демонстрация кинокомпозиционного потенциала, а финал “Broeihaard” превращает умелую имитацию турецкого уда в импульсивный дембау.
Итак, schroothoop ещё один раз доказывают простую истину: у мастера в руках запоёт даже палка. Нидерландцы не позволяют идейному началу преобладать над музыкальным: причудливые уличные тембры каждый раз сбалансированы должной порцией плотного баса и студийной обработки. Этот баланс переводит “MACADAM” из разряда этнографической вылазки трёх эко-активистов в лигу эффектной и выразительной композиции.