Sigur Rós перестарались с эпичностью на LP “ÁTTA”

Sigur Rós перестарались с эпичностью на LP “ÁTTA”

10 лет – колоссальный объём времени, отделяющий первоклассника от взрослого человека, а вчерашнего школьного выпускника – от магистра. Столь же долго поклонники ждали новинки от Sigur Rós, чьи песни успели привести в восторг не одно поколение юных мечтателей – было бы ошибкой подходить к новинке “ÁTTA” со столь же высокой планкой качества, как к прорывной “Ágætis byrjun” или трогательной “Takk”. Впрочем, даже с учётом отсутствия заоблачных ожиданий, перед нами красивый, но вторичный релиз для тех, кто никогда не слышал группу прежде.

Определённо, “ÁTTA” – дитя трудных времён для Йонси и его друзей: ударник Орри Дирасон оставил проект 5 лет назад после обвинений в сексуальных домогательствах, а сам фронтмен вместе с Георгом Хольмом попали в череду налоговых разбирательств. Светлым пятном среди этой безысходности стало возвращение клавишника Кьяртана Свейнссона, покинувшего группу в период между Valtari и Kveikur. На выходе мы имеем LP практически без ритм-секции, зато с монументальной поддержкой Лондонского оркестра современной музыки — отдельные его эпизоды завораживают, но в целом “ÁTTA” можно назвать монументом обескураживающей однородности.

Если аккордовые пассажи вступительной “Glóð” напоминают о былом величии аранжировок Sigur Rós, “Blóðberg” – претенциозная, блуждающая тоска, которую можно было бы классифицировать как поп-эмбиент. Представьте, что гармонии Stars Of The Lid деградировали до уровня проходного сериала о дикой природе с Netflix – исландцы заставляют нас ждать, но в чём интрига, совершенно неясно. Гораздо более органично раскрывается “Skel”, но её динамическая мудрость заставляет задать логичный вопрос: почему весь LP не держит ту же планку выразительности?

Самый сиюминутный номер “ÁTTA” – максималистская “Klettur”, что напоминает нам не то об индустриальных отголосках предшественницы “Kveikur”, не то о кинопродюсировании Трента Резнора и Аттикуса Росса. Здесь мы вновь улавливаем одну из ключевых проблем пластинки: она чересчур масштабна и помпезна, из-за чего теряет в мелких деталях. Эту мысль подкрепляет и “Gold”: благие намерения группы несомненны, но к кульминации мысль Sigur Rós сливается в аморфное скрипично-синтетическое пятно, не оставляя практически никакого послевкусия.

Проход от “Mór” до предпоследней “Fall” столь неохотно поддерживает абстрактные вокализации Йонси чем-то помимо струнных приливов и отливов, что все нюансы формы сперва становятся знакомыми, затем взаимозаменяемыми, а после — и вовсе надоедающими. Эпический же финал “8” закономерно подытоживает “ÁTTA”: вторая половина внезапно затихающей композиции — череда еле заметных нот, и чтобы услышать в них хоть какой-то смысл помимо концептуального, необходимо буквально приложить ухо к динамику. Оказывается, даже сказочная эйфория может надоесть, если вместо утешающей мысли вам раз за разом предлагают посмотреть на звёзды.