Николай Сванеборг и Йонас Кардыб живут в Ольборге на севере Дании, так что прохладная темень ноябрьского утра знакома им не понаслышке. Но если другие земляки сопровождают утренний чёрный кофе лёгкими диалогами или чтением новостей, Svaneborg Kardyb первым делом садятся за клавиши и ударные. В такой обстановке был рождён их третий LP “Over Tage”, саундтрек к нордическому рассвету.
Хотя музыканты утверждают, что отчасти опираются на датский фолк, в действительности куда очевиднее их связь со скандинавским джазом и минимализмом. Говоря про первый, стоит вспомнить Эсбьёрна Свеннсона, а также уже ставшую классикой “Jazz På Svenska” Яна Юханнсона. Столь же заметны параллели с современниками Оулавюром Арнальдсом и Нильсом Фрамом, а также с коллегами по Gondwana Records, среди которых Mammal Hands и Portico Quartet.
Если обобщить, “Over Tage” – довольно незатейливая и скромная в своих средствах пластинка, чья изысканная умеренность — результат не отсутствия технической базы, а отказа от мишуры. Уже вступительная “Op” раскрывает почти всю палитру Svaneborg Kardyb: Николай берёт на себя работу с Wurlitzer, Juno и фортепиано, а Йонас обеспечивает ему сдержанную, выверенную до мелочей ритмическую подложку. Лишь редкие гости посещают этот мир — это делает моменты наподобие вступления трубы в “Orbit” долгожданным лакомством.
Композиции вроде “Farvel” ближе к дрим-попу, чем к джазу — порой группа умышленно ограничивает себя гармонически, вынуждая более явно очерчивать фактурные контуры. Подобная размеренность даёт особо убедительный результат в оптимистичной “Blik”, ведущую мелодию которой непросто выкинуть из головы (мы предупреждали). Конечно, в иные моменты вроде заключительного титульного сингла хочется, чтобы за всем этим бесконечным ожиданием и наблюдением наступила какая-то развязка — но если отринуть рутинную спешку и отпустить всякую тревогу, “Over Tage” способна послужить отличным аналогом сонической медитации.
Музыканты отметили: “Нам нравится простота и та сосредоточенность, которую она привносит во взаимодействие. У нас очень разное музыкальное прошлое: Николай родом из скандинавского джаза, а Йонас играл рутс, блюз и фолк, так что наше творчество — сумма личных вкладов, которая не стремится быть чем-то иным. Наш общий музыкальный язык и дружба — нечто совершенно уникальное для нас самих”.