Зачастую внезапные испытания помогают найти себя, и именно это произошло с британским трио TRAAMS. Закрытие репточек во время пандемии вынудило группу искать убежище прямо на работе у вокалиста Стю Хопкинса. Музыканты могли работать лишь по ночам; кроме того, теснота накладывала свои ограничения на децибелы, так что новый LP “Personal Best” – результат успешного эксперимента по выживанию.
Если бы не вынужденная пауза для всего мира, пластинка наверняка бы не состоялась. У Стю на протяжении пары лет не было душевных сил взять в руки гитару, басист Ли Пэдли записал пластинку с новым проектом Social Haul, а ударник Адам Сток сосредоточил свою энергию на приобретении и изучении новых синтезаторов. Лишь к концу 19-го музыканты вновь начали обдумывать совместные перспективы, но первоначальный творческий импульс был сведён на нет карантином.
Полгода спустя TRAAMS заново учились играть вместе, поражаясь тому, насколько несносно громко звучали раньше. Немецкий космизм и эмбиент, которые уже проглядывали в ранних работах коллектива, теперь обрели системообразующее значение. Мягкая моторика, угловатые драм-машины, протяжный гитарный гул и синтетический блеск доминируют на “Personal Best”.
Нельзя сказать, что музыканты полностью отвергнули былых себя: пост-панковский дух Joy Division всё ещё живёт в “Dry” и “Comedown”. Не меньшей интенсивности достигает “The Light at Night”, которую украшает маниакальная проповедь Джо Кейси из Protomartyr. Но наибольший эффект имеют те композиции, в которых больше перемен.
В этом плане выделяется моторик-эпос “Breathe”, который методично развивается на протяжении 9 минут, в лучших традициях kosmische, обретая гимнический оптимизм. Влияние Can и Cluster практически осязаемо, а в “Shields” уловимо прикосновение Broadcast. Ещё одно достижение – “Sleeper” с участием Соффи Вьемоза из Lowly, которая открывает коллектив с мягкой стороны.
Как отметил Стю, «Большая часть альбома о том, как узнать себя. Он посвящён небольшим изменениям внутри нас, вехам нашего прогресса. Речь не о громких признаниях в любви, или глубоком горе — скорее о маленьких личных открытиях, а также победах, что люди совершают на протяжении своих жизней. Одни из них велики, другие — трудны, а третьи — малы и прекрасны, но в итоге все имеют значение».