Прошла очередная насыщенная музыкальными событиями неделя, и это значит, что настало время для нового топа свежих релизов и переизданий от редакции Underrated. Пожалуй, в этот раз список объединяет набившее оскомину, но интуитивно понятное слово-паразит «атмосфера». Будь то космические джаз-фанковые завихрения проекта The Expansions, чистый героиновый Линч в новой пластинке Chaines, вымышленные мутагенные миры Smerz или призрачные трип-хоп наваждения в переиздании второй студийной работы Conjoints, каждый найдет себе мыльный пузырь эскапизма по вкусу и подобию.
Впрочем, те, кто предпочитает твердо стоять на ногах, также не останутся ни с чем. Об этом позаботятся племенной камерунский панк от 10LE6 и приземленный, но то и дело порывающийся унестись прямиком в стратосферу арт-рок авторства Dungen & Woods. Как говорится, pick your poison.
In Seit // Penetranzen
Немцы In Seit долгое время оставались в тени в силу избыточности пост-панк сцены 80-ых, однако самоотверженные крейт-диггеры не позволили группе окончательно кануть в небытие. Дебютный релиз LP Grosskariert 1982 года мгновенно придал группе культовый статус в узких кругах ценителей жанра, и потому долгожданное виниловое издание их второго студийного альбома Penetranzen вызывает двоякие чувства: с одной стороны, замечательно, что об In Seit узнает больше людей, а с другой – не хочется, чтобы пластинка утратила статус обскурной жемчужины. Голые скелеты драм-машин и паукообразные аналоговые синтезаторы придают совершенно неподходящему для танцпола жанру танцевальности, а самобытный двойной вокал и уклон в индастриал делают Penetranzen достойным включения в зал славы золотой эры электронной музыки.
Maarten Van Der Vleuten // Integrity/Outrage
В период с 1987 по 2007 год ветеран голландского техно Маартен ван дер Флейтен сменил несколько десятков псевдонимов и стилей, начиная с детройтского техно, электро и хауса и заканчивая эмбиентом и экспериментальными наработками и ремиксами. Данное переиздание осветит период творчества музыканта в рамках проекта Integrity, а именно включит в себя 2 EP, выпущенных в 1992 году на ушедшем в забытье лейбле Outrage Recordings. Изначально миньоны вышли практически одновременно с такими знаковыми релизами, как “Selected Ambient Works” Aphex Twin, “Microgravity” Biosphere и дебютник “Irresistible Force” от Mixmaster Morris, и определенно достойны встать в один ряд с вышеперечисленными альбомами, уже ставшими классикой электронного жанра. С момента написания материала Integrity/Outrage прошло больше 25 лет, однако за прошедшее время треки ничуть не утратили актуальности и могут достучаться и до современного слушателя. Безвременная мелодика детройт-техно с атмосферным налетом футуристичного IDM удовлетворит вкусам наиболее требовательных ценителей электронных редкостей.
The Expansions // Murmuration
Три предыдущих сингла группы – в частности, дебют 2013 года Lavender – завысили уровень наших ожиданий от предстоящего альбома ню-джаз/фанк проекта The Expansions до космических высот. Но дуэт Джеймса О’Кифа и Дейва Кура играючи берет эту планку, всего за 3 дня записав сет спонтанных и насыщенных, подобно метеоритному потоку, мелодий. Туманности атмосферного джаз-фьюжна здесь соседствуют с межгалактическими синтезаторными соло и термоядерными танцевальными битами, а также с яркими кометами клавишных мелодий и шипящей и потрескивающей, как испаряющийся в атмосфере метеор, перкуссией. Обязательно к прослушиванию всем любителям Headhunters, Weather Report и подобных по звучанию групп.
10LEC6 // Bone Bame
Называя свой своеобразный стиль булу-панк (в честь одной из народностей Камеруна), французский диско-панк коллектив 10LEC6 представил дебютный LP Bone Bame – взрывную смесь экспериментальной электроники, хардкор-панка и африканской музыки. Мультинациональный характер группы отражен в названии: 10LEC6 читается не иначе как «dyslexics» – 10 на французском будет «dis», а 6 на английском – «six». Но пластинка заслужила место в нашем списке не только благодаря креативному моникеру: то и дело переходящий на речитатив колоритный вокал фронтвумен группы срывается на фоне мириадов переплетающихся разношерстых жанровых элементов, под конец высвобождая накопленную энергию в сумасбродном афробит-боевике “Augusta”. Если их безумные ритмы для вас недостаточно заразительны, то значит вы просто слушаете их недостаточно громко.
Smerz // Have Fun
Всеядный электронный проект Smerz не гнушается любыми источниками вдохновения – будь то концерт Рианны или экспериментальная электроника на невообразимом стыке жанров. И свежий EP девичьего дуэта служит вратами в этот запутанный, но чарующий мир, в котором ДНК всех возможных стилей объединены в единый сложноподчиненный организм. Нашим проводником по этой мутагенной микровселенной служит отстраненно-сардонический женский вокал, ведущий слушателя по извилистым горным серпантинам диссонирующих битов, подвесным мостам синтезаторных линий и укрытых белым шумом вершинам покореженных текстур. К этому моменту путешествие продолжат лишь самые любопытные, и перед ними Smerz внезапно откроет завораживающие виды эфемерных рефренов и мелодичных трип-хоповых ландшафтов. Отойдя от привычного метода музыкопроизводства, дуэту удается создать осязаемый нарратив, ведущий нас через тернии абстрактного кислотного хауса к просветлению.
Chaines // The King
Став тематическим продолжением дебютного альбома OST 2015 года, новый релиз манчестерского проекта Chaines стал сборником фантасмагорических этюдов, которые вполне могли бы сойти за саундтрек к новому фильму Дэвида Линча. И дело тут не только в названии одной из композиций (“Eraserhead”): чувственная электроакустическая драматургия и звучащий из закоулков подсознания полушепот создают таинственную ауру сюрреализма, совмещенную с балансирующим на лезвии ножа саспенсом. Монохромный эмбиент а-ля Grouper, ассиметричные ритмы техно и кульминационные психоделические крещендо рисуют в воображении токсичные ландшафты умирающего индустриального города, доживая свой век в останках которого только и остается тешить себя мыслью, что «In Heaven Everything Is Fine». Определенно, один из наиболее атмосферных альбомов нового года.
Conjoint // Earprints
Квартет Conjoint под началом композитора-мультиинструменталиста Дэвида Муфанга выпустил свою дебютную пластинку в далеком 1996 году. Она во многом следовала тогдашним трендам трип-хоп эры, однако следующий LP Earprints стал смелым отступлением от превалирующих жанровых условностей. Альбом представляет собой калейдоскопическое чередование стилей: от джазового свинга, укрытого туманной дымкой вибрафона, мы неожиданно переходим на эмбиент-IDM с глитчевой перкуссией, а затем и вовсе обнаруживаем себя посреди ураганной драм’н’басс какофонии. Но за радужной оболочкой кроются и более мрачные мотивы: винтажное очарование вибрафонного смога неожиданно оборачивается свинцовыми тучами, придающими пластинке тревожные нотки затишья перед бурей. Первое за 18 лет виниловое переиздание маст-хэв для всех ценителей электро-джаза, не стесняющегося отходить от лекал мейнстрима.
Dungen & Woods // Myths 003
Пластинка стала плодом спонтанной коллаборации двух самобытных индивидуальностей: джаз/прог/психоделик-рокера Dungen и мятежного апостола фолк-фанка Woods. Несмотря на значительные различия в жанровых предпочтениях, музыкантов объединяет любовь к винтажному фолку и склонность к зигзагобразным переменам звучания. Впрочем, уже знакомая нам по предыдущим релизам проекта повсеместная флейта и космические гитарные пассажи в большей степени отсылают нас именно к расширяющему сознание арт-року. Но несмотря на более явственное влияние Dungen, выражающееся в агрессивной перкуссии и импровизационных инструментальных отступлениях, Woods также оставляет свои небольшие пасхалки для внимательных слушателей в виде налета нойза и дисторшна, придавая пещеристой глубины и приземленного веса звучанию Myths 003, которое иначе витало бы слишком высоко в облаках для нашего понимания.