К категории «классический прог-рок» обычно относят таких тяжеловесов жанра, как King Crimson, Pink Floyd, Can и иногда Le Orme.
То есть, коллективы из Британии, Германии и Италии, создающие сложные концептуальные альбомы на темы вроде безумия и инопланетных вторжений или же импровизирующие в попытках открыть что-то новое. Гораздо меньшей известностью пользуются латино-американские группы. И это при том, что прог-рок сцена Латинской Америки обладает долгой и интересной историей и, как ни странно, процветает и сейчас.
«Сцена в Латинской Америке была не настолько развита, как, скажем, в Италии. Но все исполнители и группы 70-х в совокупности формируют действительно внушительный каталог прекрасных записей» – делится основатель польского прог-лейбла Progshine Records, бразилец Диего Феррейра Камарго (Diego Ferreira Camargo).
Как и в других частях света, истоки прог-рока Латинской Америки лежат в психоделическом роке. Бразильская группа Os Mutantes — отличный пример перехода одного жанра в другой. Наибольшую известность ей принесли ранние альбомы, в которых психоделия сливалась с так называемой тропикалией, то есть смесью традиционной бразильской музыки с такими жанрами, как психоделический рок, джаз и фанк.
Но в дальнейшем своем творчестве, в 1970-х, она полностью переключилась на прог-рок, вдохновив своим примером других исполнителей. Среди популярных в Латинской Америке прог-рок групп 70-х и 80-х можно назвать Traffic Sound и Laghonia из Перу, Los Jaivas из Чили и Arco Iris из Аргентины. Латиноамериканская прог-рок сцена никогда не отличалась особой масштабностью, и все потому, что она была разбросана по континенту. И когда прог-рок начал терять популярность во всем мире, началось его угасание и в Латинской Америке.
Тем не менее, по всей Латинской Америке до сих пор есть действующие прог-рок группы, продолжающие в гордом одиночестве, но вполне успешно развивать этот не самый популярный жанр. Вот небольшой список из некоторых музыкантов, которые по нашему мнению представляют лучшее из прошлого и настоящего латиноамериканского прог-рока.
Пластинка Traffic Sound “Virgin” 1970-го года, считается одной из первых заложивших основы латиноамериканского прога. В композиции “Meshkalina”, которую можно услышать выше — в свойственной группе манере сливается классический эйсид-рок в духе Iron Butterfly и Deep Purple с ритмичными латинскими ударными и заразительными припевами. Возможно, именно эта формула и помогла данному треку стать одним из наиболее популярных перуанских рок-хитов 1970-х.
Работа других перуанских рок ветеранов Laghonia “Glue” 1971 года — также считается одним из главных образчиков звучания латиноамериканского прога. В ней прослеживается многое от гаражного рока, но искаженные гитары в духе Хендрикса все же неизбежно приближают ее к прогу.
Trem Do Futuro
Trem Do Futuro — это группа родом с севера Бразилии. Сами музыканты о себе говорят, что они «из той части страны, где практически никто не слышал такого словосочетания, как прогрессивный рок». Группа сформировалась в 1981 году, но свой первый альбом выпустила только в 1995. Этот наполненный странноватыми клавишными и флейтами дебютный лонгплей создавался под влиянием популярной в регионе фолк-музыки. Во многом он напоминает фолк/прог эксперименты британцев Gentle Giant.
Anima Mundi — это самая известная (или единственная?) кубинская группа, играющая симфоник-прог. Большая часть треков которой это эмоциональная баллады, обрамленные приливами звука в духе греческого композитора Вангелиса (Vangelis) и иногда довольно неожиданно приправленная волынками.
Quarto Sensorial
Quarto Sensorial — это еще одна бразильская группа, но уже родом с юга, а точнее, из Порту-Алегри. Их EP 2009 года, представляет собой яркий пример джаз-рока, который определенно бы пришелся по вкусу афроамериканскому композитору и гитаристу Джорджу Клинтону (George Clinton).
Джордж Пескара (Jorge Pescara) — это бразильский музыкант, играющий на так называемой мегатаре — струнном инструменте, представляющем собой нечто среднее между тач-гитарой и стиком.
Записанный в 2011 году трек “Etude To Spring”, с видео на который можно ознакомиться выше, в свойственной исполнителю манере сочетает в себе элементы психоделии и прога c ближневосточными ритмами.
Rodrigo San Martín
Любая прог-группа может создать концептуальный альбом. А особо амбициозные — двойной концептуальный альбом. Но для аргентинского гитариста Родриго сан Мартина (Rodrigo San Martín) и этого было не достаточно. Серия “The Veil is Broken” включила в себя не один, не два, и даже не три, а целых четыре взаимосвязанных концептуальных альбома о росте, развитие и карьере прог-музыканта. Особое внимание стоит уделить четвертой части этой серии, озаглавленной “Decay”. Именно в ней, на протяжение примерно 30-ти минут сан Мартин открывает для себя мрачный мир симфоник прог-рока.
El Trio
Совсем недавно лейбл Progshine переиздал весь каталог этой выдающейся андерграунд группы родом из Доминиканской Республики. Но начать знакомство с ней все-таки стоит с живого джаз-фанк альбома Leña ! ! ! En Vivo 2014 года. В нем фрагменты, напоминающие панк-фанк в духе Minutemen, сменяются тяжелыми металлическими элементами, а те в свою очередь — почти пародийными латинскими напевами.
Dialeto
Легендарные Emerson, Lake & Palmer использовали в своем творчестве классические темы, поэтому вышедший в этом году альбом коллектива Dialeto “Bartok in Rock” вполне в духе прог-рока, благодаря своим интеллектуальным взаимствованиям. Впрочем, понять, кто, что и у кого взаимствует, довольно сложно, когда бразильская рок-группа играет румынский фолк, собранный и интерпретированный венгерским классическим композитором. Как бы то ни было, результат получился более чем интересный.
Большую часть треков на этой пластинке открывает атмосферный дисторшн, перетекающий в извилистые румынские ритмы, в которых электрогитары имитируют партии скрипок.
Eddie Palmieri
Мало кто рассматривает пуэрториканского джазового виртуоза Эдди Палмири ( Eddie Palmieri) как прог-исполнителя. Но одноименный трек с альбома Sabiduría 2017 года — это сплав джаза с взрывными уверенными прогрессивными гитарами, за которыми следует дерзкое соло на басу длиной более минуты, которым бы гордился сам Джако Пасториус (Jaco Pastorius). Как видно по латиноамериканской сцене, прог — это зачарованный лес, в который ведет множество самых разных дорог.
SinSilencio
Латиноамериканский прог-рок всегда чтит свои корни. И группа SinSilencio отличный тому пример. В своем прошлогоднем кавере композиции «La Conquistada», одного из самых влиятельных и самобытных чилийских прог коллективов 1970-х Los Jaivas, музыканты хоть частично и отходят от акустических фолк-элементов в пользу более тяжелого и современного гитарного звучания, но при этом определенно улавливают атмосферу и смысл философских строк оригинала “En el horizonte de mi mente se ha escondido el sol” (“На горизонте моего разума прячется солнце”).