17 мая ушёл из жизни Эвангелос Одиссеас Папатанассиу, более известный миру как Вангелис. Он внёс колоссальный вклад в мировую культуру как один из пионеров электронной музыки, а также автор ряда культовых саундтреков. При этом музыкант не имел образования профессионального композитора, и в связи с этим хочется вспомнить его собственную цитату: «Оркестровка, композиция — всем этим вещам учат в музыкальных школах, но кое-чему научиться нельзя, и это творчество».
Вангелис оставил десятки пластинок, среди которых как музыка для кинематографа, так и самобытные художественные циклы. Underrated приглашает в одиссею по его творчеству, вспоминая самые яркие вехи судьбы великого грека.
Начав свой путь в греческой поп-группе Formynx, в 1968 году Вангелис оставил родину, поселился в Париже и основал свой первый по-настоящему популярный проект, прогрессивную рок-группу Aphrodite’s Child, в симпатиях к которой признавался сам Дали. Коллектив распался в 1972 году, но ещё раньше композитор взялся за партитуры к фильмам. С 1966-го он работал писателем, продюсером и аранжировщиком по найму, сперва в родной Греции, а затем — по всей Европе.
https://www.youtube.com/watch?v=q4w-LlKsw6w
Предпосылкой для окончания Aphrodite’s Child стала та скука, с которой Вангелис относился к миру коммерческой поп-музыки. По этой же причине он отказался заменить Рика Уэйкмена на клавишных в Yes. Впрочем, к концу десятилетия грек объединил силы с Джоном Андерсоном, тем самым замкнув круг — на счету у дуэта 4 пластинки, записанных с 1980 по 1991 год.
Но по-настоящему мастер раскрывался в своих кинематографических сочинениях. Его крупным кинодебютом стал «L’Apocalypse Des Animaux», написанный для серии документальных фильмов французского режиссёра Фредерика Россифа «Апокалипсис животных». Это пышные, изысканные полотна из электропиано, духовых, струнных, гитар и экзотической перкуссии, трансцендентные и внушающие трепет.
Переехав в Лондон и подписав контракт с RCA Records, Вангелис записал ещё две важные для себя пластинки: «Heaven and Hell», которая была использована для саундтрека к популярному телесериалу Карла Сагана «Космос», и «Albedo 0.39», созвучную немецким пионерам вроде Клауса Шульце. Вторая предвосхитила «Spiral» 1977 года, самый секвенсорный из всех его LP. Невозможно не отметить и «Opera Sauvage», ранний саундтрек, чья тонкость достигнута за счёт включения нескольких экзотических инструментов.
По-настоящему грека прославили «Огненные колесницы». Фильм стал неразрывно связан с вечной темой Вангелиса: именно здесь мастер разработал свой чистый, искрящийся синтетический звук, который доминирует в саундтреках 80-х. Как признавался сам Вангелис, секретом его музыкального успеха был отказ от акцента на эмоциональной составляющей музыки — вместо этого она должна была полностью находиться в моменте и соответствовать изображению.
Художественной же вершиной его творчества стоит считать «Бегущего по лезвию». С помощью протяжных, зловещих синтезаторов, визионерских ритмов и потусторонних гармоний, Вангелис изобразил зловещую будущую версию Лос-Анджелеса, где роботы и люди неуклюже пытаются сосуществовать. Этот мрачный, жёсткий, но бесконечно романтичный саундтрек повлиял на великое множество современных электронщиков и сценических композиторов.
Успех саундтрека сделал талант Вангелиса ещё более востребованным: в последствии он вновь поработал с Ридли Скоттом в рамках «1492: Завоевание рая», написал музыку для «Горькой луны» Полански, документальных фильмов Жака Кусто и многих других лент. Кроме того, на его счету сочинения для крупных спортивных событий, в числе которых Олимпийские игры 2000 года в Сиднее, Чемпионат мира по футболу 2002 года в Японии и Южной Корее и Олимпийские игры 2004 года в Афинах. Впрочем, и абстрагируясь от экрана, как в «Direct» или «The City», композитор продолжал создавать интеллектуальную и атмосферную инструментальную музыку: его последней работой стала прошлогодняя «Juno to Jupiter», вдохновлённая зондом Nasa Juno.
Так о культурном значении Вангелиса высказался премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис: «Вангелиса Папатанассиу больше нет с нами. Для всего мира эта печальная новость свидетельствует о том, что музыкальная сцена потеряла международного “Вангелиса”, героя электронного звука, “Оскара”, мифологии и хитов. Для нас, греков, которые знают, что его второе имя было Одиссей, это означает, что он начал свое долгое путешествие на Огненных колесницах. Оттуда он всегда будет посылать нам свои заметки».