Если вам придётся назвать всего один итальянский прогрессивный рок-коллектив, выбор, скорее всего, падёт на Goblin. И хотя география сама по себе определила уникальность группы, ещё более самобытным оказался путь, благодаря которому ансамбль получил свою минуту славы. Вместо того, чтобы рассматривать сольные пластинки как двигатель прогресса, музыканты предпочли с головой погрузиться в мир фильмов ужасов, приложив руку ко многим картинам Дарио Ардженто.
Самые знаменитые работы Goblin относятся к кинокомпозиции — речь и про “Кроваво-красное”, и про классическую “Суспирию”. Но не меньшего внимания заслуживают самостоятельные концептуальные LP, переосмыслившие идеи Genesis и King Crimson на итальянский лад. Чтобы вам было проще подступиться к наследию коллектива, мы подготовили краткий экскурс по пяти знаковым пластинкам.
Goblin – Profondo Rosso
К 1975 году у отцов-основателей Goblin была уже довольно богатая история проб и ошибок — сперва Клаудио Симонетти, Массимо Моранте и их коллеги пытались штурмом взять Англию под вывеской Oliver, а затем был коммерчески провальный альбом Cherry Five. Здесь музыкантов и подхватил Ардженто, неудовлетворённый джаз-ориентированным OST именитого Джорджо Гаслини к “Кроваво-красному” и искавший способ разбавить его задумки свежей кровью. Сменив имя, чтобы лучше соответствовать статусу джалло-композиторов, Goblin обратились к мистической стороне прога; результат помог группе 16 недель продержаться на вершине итальянского чарта, что для некоммерческого релиза – феноменальное достижение. Откровенно пугающих моментов на LP вы не найдёте, а вот запоминающихся — масса, будь то вампирический орган главной темы или дьявольская “Deep Shadows”, где игровой потенциал ансамбля раскрыт по-максимуму. Не будучи самым последовательным релизом стилистически, “Profondo Rosso” с лихвой компенсирует неоднородность мультижанровыми амбициями.
Goblin – Roller
По горячим следам успеха “Кроваво-красного”, Goblin опубликовали самостоятельную пластинку “Roller”, желая применить сценические приёмы вдали от кинематографа. Хотя LP куда ближе к традиционному прогу, монументальный орган, настораживающий водяной плеск и синтетические повизгивания на манер летучих мышей никуда не делись. Композиции вроде “Goblin” – эпический прог-роковый фейерверк, требующий максимума от каждого исполнителя, а “Aquaman” и “Il Risveglio Del Serpente” предпочитают деликатное взаимодействие акустической гитары и электропианино. Но ещё более неожиданна “Snip Snap”, на время отбросившая гитарный максимализм, чтобы заявить во всеуслышание: у этих ребят есть фанк. Хотя пластинка вышла динамически и стилистически богатой, её успех на внутренней арене уже не был столь внушительным — недовольство артистов вполне могло бы привести Goblin к распаду уже на этой фазе, если бы не вмешался Ардженто.
Goblin – Suspiria
Чтобы понимать, насколько Дарио обожал группу, достаточно одного факта: ради “Суспирии” режиссёр изменил творческий подход, сперва дождавшись саундтрека, и лишь после этого взявшись за съёмки. Вдохновлённые этой свободой, итальянцы выдали свой magnum opus – как и любой уважающий себя хоррор-сиквел, OST оказался более кровавым, жестоким и соблазнительным, чем “Profondo Rosso”. Электрогитарные визги, хриплые вопли без слов, угнетающие синтетические басы — этот саунд не менее жуток, чем сама кинолента о ведьмином шабаше под маской танцевальной академии. Хард-роковые пики LP (например, заглавная тема) по насыщенности не уступают Black Sabbath, а более тонкие номера вроде “Black Forest” и “Blind Concert” перемежают интенсивные сцены насилия удушающей мистикой. Благодаря “Суспирии” тандем Goblin и Ардженто был увековечен — этого победного импульса хватило на несколько лет беспрестанной кинокомпозиции.
Goblin – Il Fantastico Viaggio Del “Bagarozzo” Mark
Вторая попытка группы сделать шаг в сторону от кинематографа пришлась на эру, когда прог-рок стремительно сдавал позиции под напором итальянской новой волны. И хотя Goblin не стали радикально корректировать творческий вектор, группу нельзя упрекнуть в нежелании меняться: записанная по инерции от долгожданного успеха “Il Fantastico Viaggio Del “Bagarozzo” Mark” – первая пластинка Goblin с вокальными партиями и, пожалуй, самая доступная. На поверхности, LP – история юноши, ищущего смысл жизни с помощью Марка, жука-философа; впрочем, за сказочными метафорами скрывается лизергиновый трип-репорт. В некотором смысле, этот альбом можно считать лебединой песней прога в Италии: экспансивные, граничащие с Вангелисом номера вроде ” Le Cascate di Viridiana” оставляют сладко-горькое прощальное послевкусие.
Simonetti-Pignatelli-Morante – Tenebre
Несмотря на то, что на 78-й пришёлся ещё один успешный OST к “Рассвету мертвецов”, участники ансамбля потихоньку разбредались по сольным проектам. Сперва отчалил гитарист Моранте, затем к нему присоединился клавишник Симонетти — контроль над Goblin взял на себя басист Фабио Пиньятелли, но без двух творческих двигателей, работа ансамбля забуксовала. Впрочем, в 1982 году состоялось короткое воссоединение ключевых участников группы — конечно же, всё благодаря Ардженто и его киноленте “Дрожь”. Готическая атмосфера ранних Goblin здесь ощутима; однако, столь же заметно влияние модных электронных тенденций — ритм заглавной темы граничит с итало-диско, а в угрюмые рок-инструменталы вклинивается вокодерный, отфильтрованный вокал. Встреча старых друзей была приятной, но мимолётной — ансамбль постепенно ушёл в тень, так и не вернувшись к былой славе.