Ледяное кабаре: как Gina X Performance предвосхитили европейский нью-вэйв

Ледяное кабаре: как Gina X Performance предвосхитили европейский нью-вэйв

На рубеже 80-х Gina X Performance были в числе пионеров электроклэша и синтипопа — впрочем, слишком самобытный подход не позволил группе по-настоящему ворваться в мейнстрим. Спустя более, чем 4 десятилетия после оригинального релиза, их альбомы “Nice Mover” и “Voyeur” вновь обретут новых слушателей благодаря репринтам от Les Disques du Crepuscule. Погрузимся немного подробнее в историю этого мрачного немецкого электро-кабаре, предвосхитившего многие лейтмотивы европейского нью-вэйва.

История Gina X Performance начинается в 1978 году с творческого и брачного союза продюсера Зеуса Б. Хельда и эксцентричной студентки Джины Кикуан. За плечами первого уже были 6 лет интенсивной концертной деятельности с рокерами Birth Control – в конце концов, Зеус попросту устал от этикетных форм рок-музыки. Он нашёл новую цель — создание «холодного» электронного альбома при помощи многочисленных синтезаторов, секвенсеров и вокодеров.

Были у группы и другие козыри в рукаве – Gina X Performance вдохновлялись не только поп-и рок-культурой, но и радикальными художественными движениями. Это было особо заметно в образе Кикуан, андрогинном и нарочито сексуализированном. Игривая, шутливая атмосфера проекта шла рука об руку с желанием находиться на пике технического прогресса в инструментальном плане.

Уже через год после основания группа отметилась дебютным LP “Nice Mover” – его лид-сингл “No G.D.M.” стал большим успехом в континентальной Европе. Песня демонстрировала отстранённый, декламационный вокальный стиль Кикуан в сочетании с минималистичной, но прогрессивной и подвижной аранжировкой. Впрочем, критические образы были смешанными, особенно в Британии, где одной экспрессивной рок-дивы из Германии – Нины Хаген – было уже достаточно: земляков вроде Гэри Ньюмана или The Human League там ценили куда больше чем условных Telex или Yello, невзирая на степень новаторства.

На LP была намечена эстетическая комбинация, которая уже в первой половину 80-х взяла штурмом сцены как Берлина, так и Нью-Йорка: микс электронного колд-вэйва, наркотического диско, мрачного кабаре и андрогинности. Минималистичный саунд Хельда брал лучшее из синглов Ze Records, объединяя их элементы со свежими веяниями немецкой музыкальной моды. В текстах Джины декаданс и художественная ирония сталкивались с гиперсексуальностью в её самых нетривиальных проявлениях.

Следом был записан проходной поп-альбом “X-traordinaire”, неудачная попытка группы сделать что-то для широкого слушателя. Смирившись со своей радикальностью, в 1981 году Gina X Performance создали “Voyeur” и вернулись к авангардистским корням. Провокация встречает слушателя с самого вступления и становится всё более нарочитой по мере продвижения по треклисту (чего стоят одни названия вроде “Hom Intern” и “Pederast Dissection”).

И вновь публика была не готова к атипичным поворотам Gina X Performance. Лишь во Франции альбом достиг внушительного успеха: синглы с него звучали в лучших клубах Парижа, Лиона и Марселя. Сдержанная реакция широкого слушателя стала последним ударом по непродолжительной судьбе группы: Зеус, набивший себе имя, стал сотрудничать с другими артистами вроде вышеупомянутой Нины Хаген или Dead or Alive, а Джина ушла в концептуальное искусство и организационную часть музыкальной индустрии.

Зеус вспоминает: “После сольного альбома Джина вернулась в Кёльн, чтобы начать писать и творить в более художественном и визуальном ключе. Это всегда было ее фишкой. Многие просили нас вернуться. Знаете ли вы электронный дуэт Red Axes? Эти израильские DJ-продюсеры сделали кавер-ремикс на песню “No G.D.M”. Они отчаянно пытались заполучить нас в Тель-Авив для совместной работы. Но даже за все деньги мира Джина не хотела ехать. Она хочет сохранить только хорошие воспоминания о том времени и считает, что их не стоит повторять”.

Хотя в своё время Gina X Performance так и не добились желаемого успеха, их провокационная, противоречивая музыка напрямую повлияла на поп-историю. Среди артистов, которые так или иначе признали влияние немцев, можно отметить Depeche Mode, Ladytron, Peaches и Propaganda. “No G.D.M.” и “Nice Mover” по сей день остаются клубными фаворитами, а сухой, холодный и сексапильный стиль по-прежнему в моде.