Сборник “A Moi La Liberte” сохранит наследие алжирского раи

Сборник “A Moi La Liberte” сохранит наследие алжирского раи

Оран, столица Западного Алжира, известен своим космополитизмом, вольными взглядами и богатой культурной жизнью. Именно здесь набрал размах жанр раи — речь о бытовых песнях, прежде всего выражавших определённое социальное поведение, присущее свободолюбивым поклонникам прибрежных вечеринок. Для первого знакомства с этой эстетикой отлично подойдёт сборник Born Bad Records “A Moi La Liberte – Early Electronic Raï – Algerie – 1983/1990” – его полная версия будет доступна 28 апреля.

Предположительно взяв старт на оранских равнинах где-то век тому назад, раи начал набирать популярность в 40-е и 50-е. Мотивы, пропитанные алкоголем и похотью, пришлись особенно к месту в борделях, танцевальных залах категории B и на частных вечеринках, которые то и дело превращались в сатурналии. На протяжении 60-х и 70-х алжирские мастера стремились вдохнуть в жанр новую жизнь, и больше всего в этом преуспел Рашид Баба Ахмед.

В 1972 году к артисту пришёл первый успех: на тот момент Рашид вместе с братом Фетхи исполнял западные стандарты в переводе на арабский. Почувствовав попутный ветер раи — жанра, к которому дуэт изначально не имел никакого отношения — братья открыли студию “Rallye”, где и были созданы вошедшие в “A Moi La Liberte” композиции. Овладев работой с синтезаторами под вдохновением от Жана-Мишеля Жарра, а также освоив драм-машину и электрогитарную технику, Ахмед заработал репутацию студийного гения.

Рашида застрелили 15 февраля 1995 года — к счастью, он успел стать свидетелем триумфа своих учеников. В 80-е раи действительно взорвался, и молодые чебы (ученики) поспешили взять общественное сознание штурмом. Кредо “Живи и дай жить другим”, распространённое через сотни тысяч кассет, покорило молодёжь, погрязшую в безделье, шовинизме и телевизионном ура-патриотизме.

Успех был столь велик, что в 1985 году даже снобистской культурной аристократии Алжира пришлось сделать разворот на 180 градусов. Прежде раи унижали и пытались запретить как обсценное явление, но после первого же масштабного фестиваля в Оране власти поспешили национализировать его (с рядом своих поправок, разумеется). “A Moi La Liberte” поможет новым слушателям понять, чем жанр так раздражал истеблишмент, и как он покорил африканский север.