Наиболее активная фаза творчества Жоси де Оливейра (Jocy de Oliveira) пришлась на рубеж 50-х и 60-х годов прошлого века. Как раз в это время в Бразилии зарождалась «босса нова», соединяющая этническое звучание с рядом западных элементов, и «тропикалия» с присущими ей свободой духа и самовыражения. Хотя опыты де Оливейра касались и ранней электроники, и экспериментов с академическим звучанием, альбом «A Música Século XX De Jocy» в её наследии выделяется особенно.
Начать стоит с жанрового самоопределения — не пользуясь ни типичным термином «самба», ни модным «босса нова» (под который можно подогнать грандиозный пласт музыки), Жоси применяет словосочетание «самба-авангард». Таким образом она выделяет собственную музыку из ряда исполнителей самбы, не теряя при этом непосредственной связи с корнями. Но самым принципиальным отличием работ Жоси от представителей «новой волны» были те стилистические переменные, которые вступали во взаимодействие с бразильской ритмикой.
В то время, как исполнители «боссы» преимущественно наследовали у американских джазменов и французских пианистов (в какой-то момент это переросло в мощный взаимный культурный обмен), де Оливейра обратила внимание на современную академическую музыку. Результат получился невероятно самобытным: музыка, изначально рассчитанная для беззаботного времяпрепровождения, наполнялась совершенно иным лирическим символизмом. Этому способствовал и текст: в противовес чувственной лирике Жуана Жилберту, на слушателя обрушивался целый ряд социальных комментариев, разрушающих герметичный мирок «тропического рая» за целое десятилетие до того, как классические образцы тропикалии вышли в свет.
Сложно переоценить значение этой пластинки, возникшей как негативный контрапункт к урбанистической мечте только что построенного Бразилиа. Как и 60 лет тому назад, ёмкость лирики и изобретательность аранжировки вполне способны удивить даже тех, кто считает, что слышал абсолютно всё. Благодаря лейблу Litoral, сделать это вновь на физических носителях станет возможным уже 19 сентября.