Сборник “Ary Lobo 1958-1966” проливает свет на творчество Ари Лобо

Сборник “Ary Lobo 1958-1966” проливает свет на творчество Ари Лобо

В наши дни бразильцы забыли о былой популярности ритмов форро, но в 50-е и 60-е их создатели пользовались особым почётом. К самым успешным фигурам жанра относился Ари Лобо из штата Пара, автор более 700 песен и доскональный знаток танцев родной Бразилии. Хотя при жизни музыкант пережил звёздный час, его путь закончился в нищете и бесславии — желая возродить интерес к наследию артиста, Analog Africa создали сборник “Ary Lobo 1958-1966”, 19-й из серии Limited Dance Edition.

Под форро (от португальского forrobodó — шум, суета, неразбериха) следует понимать сразу несколько танцев с ритмами, характерными для традиций севера и северо-востока Бразилии. В их список входят коко, байяо, рохо и даже болеро, нашедшие приют на многочисленных танцплощадках — гафиейрах. Поначалу южане с подозрением относились к творчеству северных коллег, но к концу 50-х форро-лихорадка охватила всю страну, и Ари Лобо был в числе первых, кому тренд принёс известность.

В июне 56-го артист заключил контракт с RCA Victor, а ещё 4 года спустя подарил миру “Aqui mora o ritmo” – многие называют именно эту пластинку его лучшей. Успех закрепила “Cheguei Na Lua”, настолько же динамичная, насколько и конфронтационная — в частности, Лобо громил социальную несправедливость, бюрократию и нищету, иронизируя, что свободу от коррумпированных политиков можно найти лишь на луне. На пике популярности Ари не переставал колесить по стране со своим “караваном”, выступая в ночных клубах, кабаре и публичных домах, где кашаса текла рекой, и куртизанки принимали клиентов до рассвета — этот мир, полный соблазнов, стал раем для Лобо, и он же привёл к его падению.

Вплоть до 66-го музыкант записывал по пластинке в год; затем интерес к форро постепенно стал угасать, а вместе с ним — и заработки. В довершение ко всему, Ари подкосил рак, на попытки справиться с которым ушли и без того скудные сбережения. В 1980-м Лобо скончался в родной Форталезе, оставив наследникам 9 пластинок — несмотря на скомканный финал, его судьба стала выдающимся достижением для бедного выходца из бразильской глубинки.