Полвека тому назад Бразилия переживала эру военной диктатуры: заведения и ночные клубы закрывались, а цензура брала все медиа под свой контроль. Многие артисты бежали из страны, но только не джазовые авангардисты Grupo Um. Их дебютная пластинка “Starting Point”, записанная ещё в 1975-м, терпеливо ждала своего шанса — благодаря свежей публикации на Far Out, бразильский инструментальный джаз получил ещё одну жемчужину.
Ещё подростками, участники трио — братья Лело и Зе Эдуардо Назарио, а также басист Зеку Ассумпсао — аккомпанировали именитому Эрмето Паскуалю. Взяв на вооружение опыт совместных выступлений, Grupo Um нашли своё место на стыке афро-бразильских ритмов и авангардного джаза. Их музыка не стеснялась эмоций, противоречий и диссонансов, тем самым вступая в противоборство с навязанной конъюнктурой.
Как и опубликованный годом спустя “Viajando Com O Som” Паскуаля, “Starting Point” был записан за два дня в студии Vice-Versa, одной из лучших в Сан-Паулу. Выразительный диапазон Grupo Um действительно поражает: на LP есть и моменты на грани конкретной музыки вроде “Jardim Candida”, и киноэкранный тропический фьюжн, как “Suite Orquidea Negra”. Особенно отчётливо творческая сила ансамбля показывает себя в заключительной “Cortejo dos Reis Negros”: и клавишные раскаты, и многослойная перкуссия звучат совершенно непринуждённо.
Сейчас мы знаем немало образцов бразильского авангарда 70-х: в их числе вышеупомянутая “Viajando Com O Som”, а также дебюты Marcos Resende & Index и Azymuth. “Starting Point” с лёгкостью можно поставить в этот ряд. Эта пластинка лишний раз доказывает, насколько длительным может быть ожидание, и насколько долгожданной и значимой — награда за него.