Возвращаясь на 30 лет назад, можно только поразиться многообразию революционных электронных стилей, колыбелью которых стала Великобритания. Этому плодовитому периоду посвящена свежая компиляция от Above Board Projects “Happy Land”. Сборник объединил под одним заголовком редкие работы Ричарда Д. Джеймса, Cabaret Voltaire, Black Dog и других первооткрывателей.
Вспоминая 1992-й, мы говорим об одном из самых экономически и культурно беспокойных периодов в истории современной Британии. К повсеместной бедности, жилищному кризису и политическим скандалам добавилась кампания Джона Мейджора против рейв-культуры и альтернативного образа жизни. Страна была далека от того, чтобы называться счастливой; тем выразительней становились контркультурные манифесты и андеграундный эскапизм.
Фиксируя эпизоды былого сопротивления, Above Board заходят с козырей: на старте слушатель получает сочную порцию загадочного хауса от Cabaret Voltaire. Идущий следом электродаб от Ultramarine и Роберта Вайетта — настоящий эстетический гимн пластинки, и дело не только в названии. На первый взгляд оптимистичная слабодольная аранжировка явно выдерживает ироничный, несколько болезненный оттенок; перед нами будто бы негативы карибских видеохроник.
Диджеи однозначно найдут, чем поживиться на LP: один пример — глубокое хрустящее техно от Herbert, предсказывающее пару танцевальных трендов 21 века. Не меньше импульса к движению дают “Meditation” Syzygy или оптимистичный хаус с причудами от Max. Но, как и следовало ожидать, главный танцевальный хайлайт — ломаная “Linmiri ≠ Bradley Stryder” от Strider B. (aka Aphex Twin), что предопределяет пришествие Burial.
Экспериментальные номера вызывают столько же уважения: Xeper берёт вибрации Primal Scream, сменяет все гитары на блуждающие синты и выдирает последнюю долю из квадрата. Но титул самого шумного эпизода LP получает накрытая облаком помех “Bellevedere” от Radioactive Lamb. Речь о порции экстатического рейва, чьи создатели не брезгуют абразивными синтетическими выкриками и бесконечным шипением опен-хэтов.
Даже если вынести музыкальную привлекательность “Happy Land” за скобки, перед нами ценный культурологический проект, экскурс в последнюю доцифровую эпоху. К счастью, отделять концепт от результата не приходится. Пластинка с лёгкостью пополнит не один клубный сет, по пути дав современникам пару рекомендаций на тему эффективного художественного протеста.