Сборник “Hip Holland Hip” заглядывает в историю нидерландского джаза

Сборник “Hip Holland Hip” заглядывает в историю нидерландского джаза

Не прошло и века с того момента, как нидерландский журнал De Muziek описал джаз как “мусор и карикатуру на современный оркестр, созданный недоучками в угоду публике”. Но хотя призывы искоренить заокеанское веяние звучали с официальных трибун (а возможно, и благодаря этому), Нидерланды стали одной из первых европейских стран, кто принял новый стиль. Узнать, как с ним обстояли дела в послевоенную эру, поможет свежий сборник “Hip Holland Hip : Modern Jazz In The Netherlands 1950 — 1970”.

Первой предпосылкой для джазового бума в Нидерландах было создание джаз-клубов по интересам: их участники не только пробовали музицировать вместе, но и проводили долгие дни, слушая и исследуя опыты американских коллег. Ещё одним важным фактором стало налаживание концертных связей: Консертгебау и клуб “Шехеразада” принимали в своих стенах Эллингтона, Колтрейна, Гиллеспи и других выдающихся солистов. Уже к середине 50-х в нидерландском джазе даже возникли свои “священные писания”: сборник “Jazz from Holland” и трёхтомник “Jazz Behind the Dikes”.

В рамках “Hip Holland Hip” вы встретите сразу нескольких участников тех судьбоносных пластинок. Причём если одни артисты остались локальными феноменами (как например, Тони Вос и Мартин Верлинден), другие успешно развивали контакты с американцами: Рита Рейс, к примеру, записывалась в Нью-Йорке с Артом Блейки и Jazz Messengers. Кроме того, нидерландцы часто аккомпанировали приезжим звёздам: в этом ключе примечателен ещё один участник LP, ударник Вессел Илкен.

Увы, широкая пресса предпочитала либо игнорировать начинания земляков, либо подчёркивать, что джаз сможет обрести значимость в Нидерландах, лишь отделившись от американских образцов. А затем наступила эра рок-н-ролла; как результат, жанр в стране остался по большей части маргинальной субкультурой, так и не достигнув потенциального пика. Но “Hip Holland Hip” доказывает: даже в тесном нидерландском кругу было немало мастеров, перед которыми, говоря словами Воса, “сняли бы шляпу Чет Бейкер и Шорти Роджерс”.